Последние трамваи и троллейбусы Тбилиси: наследие Шеварнадзе и Саакашвили (ФОТО)
С 4 декабря 2006 года электротранспорт в Тбилиси не ходит. От слова вообще - именно в этот день были закрыты последний маршрут трамвая и четыре сохранившихся маршрута троллейбуса. С тех пор весь общественный транспорт столицы Грузии - две линии метро, открытого еще в 1966 году, четвертого в СССР, и автобусы, в подавляющем большинстве - различных моделей украинского производства "Богдан".
Тбилисский трамвай начал свою историю с конки, запущенной в 1883 году. Затем, с 1904 года, на шесть лет раньше, чем в Одессе, по улицам Тбилиси пошли узкоколейные трамваи. В 1934-1942 гг. линии трамвая перестроили на широкую колею. К 1980 году протяженность линий трамвая в Тбилиси достигла 100 километров, по которым ходило более десятка маршрутов и более 200 трамваев.
Троллейбус в Тбилиси ходил с апреля 1937 года. В пик наибольшего развития протяженность троллейбусных линий составляла 221 километр, имелось 225 "рогатых" троллейбусов.
Электротранспорт в Тбилиси не получал обновлений после 1992 года, исключением стали лишь полученные в конце 1990-х подержанные троллейбусы советского производства из Афин. При отсутствии надлежащего технического обслуживания и в условиях постоянного сокращения маршрутов, количества подвижного состава и объемов перевозок, трамваи и троллейбусы Тбилиси в период президентства Эдуарда Шеварнадзе (1992-2003 гг.), по большому счету, работал на заложенном еще в советское время запасе прочности. Ситуацию усугубляли также постоянные перебои с поставками электроэнергии в Тбилиси в 90-е гг., которые превратили электротранспорт в нестабильный и ненадежный вид общественного транспорта.
Тбилисский трамвай в 2006 году, фото Marcin Stiasny
Тбилисские умельцы выходили из положения, как могли. Так, на одной из трамвайных линий, закрытой еще в начале 1990-х, и с которой даже сняли провода контактной сети, некоторое время ходил единственный в своем роде дизельный трамвай - переделанный обычный трамвайный вагон с двигателем от грузовика. Необычный эксперимент продолжался недолго - дизельный трамвай уничтожили водители маршруток.
Дизельный трамвай, фото - автора идеи и владельца этого трамвая Мзии Тодуа, 1996 г.
При президенте Михаиле Саакашвили электротранспорт в Тбилиси пережил сокращение маршрутов в 2004 году, после которого остался всего один маршрут трамвая и четыре маршрута троллейбуса. Без серьезных вложений в таком "урезанном" виде трамваи и троллейбусы проходили недолго - движение электротранспорта было закрыто 4 декабря 2006 года. Некоторое время оставшиеся трамваи и троллейбусы сохранялись в депо, но в 2008 году были сданы в металлолом. Туда же отправились и рельсы трамвая с городских улиц.
Трамваи и троллейбусы в Тбилиси в 2010 году, через 4 года после закрытия движения, фото Каха Мчелидзе
Несмотря на это, управление электротранспорта Тбилиси сохранилось как юридическое лицо и принимает участие в вялотекущем проектировании системы скоростного трамвая. Начиная с 2007 года городские власти Тбилиси и центральная власть Грузии, в том числе и в лице экс-президента Михаила Саакашвили, регулярно рассказывают о проектах скоростного трамвая и о наличии инвесторов, готовых вложить в это десятки и сотни миллионов долларов. Однако, ни один проект не нашел финансирования и не начал осуществляться.
На сегодняшний день в бывшем трамвайном депо "Авчала" сохранились один трамвай и один троллейбус, выкупленные частным лицом. Трамвай - "ретро"-вагон, использовавшийся ранее в качестве прогулочного. В его открытом "салоне" живут собаки. Троллейбус - "Шкода" выпуска середины 1980-х. И трамвай, и троллейбус изнутри полностью разграблены и фактически представляют собой металлолом, который, однако можно отремонтировать и установить на постаменты в качестве памятников.
Тогда же постепенно закрыли и существовавшие в других городах Грузии троллейбусные линии. Дольше всех троллейбусы ходили в Гори, на родине Сталина,- до 2010 года.
Фото: Иракли Жожуашвили (29.01.2016), Каха Мчелидзе, Мзия Тодуа, Marcin Stiasny