Грубейшее нарушение Женевской конвенции или... бравада?

Сергей Стеблиненко  |  Середа, 30 жовтня 2024, 15:37
В результате атаки украинского беспилотника по зданию университета спецназа в Гудермесе есть жертвы среди пленных военнослужащих ВСУ, заявил в своем Telegram-канале Рамзан Кадыров: "Как и говорил ранее, в результате атаки жертв с нашей стороны нет. Но! Они имеются среди украинских пленных". Он утверждает, что "на каждом стратегическом объекте в республике" содержатся до 10 украинских пленных. Ни каких-либо доказательств своих слов, ни точного числа погибших Кадыров не привел.
Грубейшее нарушение Женевской конвенции или... бравада?

Источники украинского телеканала "Суспiльне" в украинских спецслужбах заявили, что поразивший здание дрон запущен из Дагестана или Ингушетии.

Вот, что по этому повоту написано в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными:


"Статья 12. Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными".

Статья 19. В возможно более краткий срок после их взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные достаточно далеко от зоны военных действий, для того, чтобы они находились в безопасности.

Статья 23. Ни один военнопленный ни в какое время не может быть ни послан в такой район, где он подвергался бы действию огня из зоны боев, ни задержан там, а также не может быть использован для защиты своим присутствием каких-либо пунктов или районов от военных операций..."


То, про что заявляет Кадыров, называется "живой щит" - понятие, применяемое в международном гуманитарном праве в отношении гражданских лиц или военнопленных, чьё присутствие или передвижение имеет целью защиту военных целей от нападения. Использование подобной тактики осуждается международным правом

В 2019 году россия фактически вышла из Женевской конвенции, отказавшись признавать статью дополнительного протокола к этому документу о юрисдикции специальной комиссии ООН, исполняющей роль судебного органа, который рассматривает нарушения этой конвенции. По высказанному публично мнению путина, после этого ООН не сможет судить россию за нарушения прав гражданских лиц и военнопленных во время войны.

На самом же деле это не так - российский историк и политолог Андрей Зубов утверждает, что за нарушение Женевской конвенции судить будут даже те страны, которые закон не ратифицировали, поскольку военные преступления не перестают быть преступлениями от факта подписания или неподписания.

Как видите, мы имеем дело сразу с тремя грубейшими нарушениями международного права - передачей военнопленных в распоряжение одного лица, их содержание вне лагерей для военнопленных, а также использование плененных в качества живого щита на отдельных военных объектах одной из воюющих сторон.

Не стоит исключать, что никаких военнопленных в так называемом "университете спецназа" не было, а слова "верного солдата путина" - скрытая угроза применения живого щита. Москва заинтересована в отсутствии средств ПВО в Чечне, позволяющем ей контролировать с воздуха территорию республики в случае новой попытки обретения независимости.

comments powered by HyperComments