Ёжик в тумане...
Лично у меня готовых ответов на эти вопросы нет и вот почему...
Старшее поколение, воспитанное в советских традициях, имеет привычку злорадствовать всему плохому, что произошло на территории недружеских стран. Мы привыкли, что зависящие от Москвы каннибалы на гораздо симпатичнее, чем точно такие же людоеды, попавшие под влияние Вашингтона. Мы вполне искренне братались с немцами из Восточной Германии и чурались немцев из Западной, хотя дедушки и тех, и других убивали наших дедов с абсолютно одинаковым успехом.
Точно так же происходило разделение на "свой-чужой" и у потенциального противника. Так в выпуске журнала «Тайм» от 15 ноября 1948 года впервые была опубликована формула, приписываемая Франклину Рузвельту и якобы сказанная им в 1939 году: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын». Чувствуете знакомые нотки?
В Советском Союзе иностранцы четко разделялись на своих и чужих, вне зависимости от их к нам реального отношения. Мы вполне искренне сопереживали борцам за освобождение Африки, даже не задумываясь, что те освобождают свои ареалы обитания от принесенной им с Запада цивилизации. Нас убеждали, что целующийся взасос с "дорогим и любимым" товарищем Брежневым не менее любвеобильный Эрик Хонеккер гораздо лучше, чем плюющий в нашу сторону Мао Цзедун, хотя в реальности оба эти коммуниста стоили одинаково недорого.
У Владимира Высоцкого была замечательная песня о переселении душ, в которой имелись такие слова:
Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И если видел смерть врага ещё при этой жизни —
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.
Сегодня мы живем в совершенно другом мире, разделенном уже не по классовому принципу на прокоммунистические, антикоммунистические государства и так называемые страны третьего мира, "перетекающие" подобно дерьму в проруби от одного "спонсора" к другому Нынешнее человечество разделяется на цивилизованные, слабо цивилизованные и дикие страны. Одни стремятся в будущее, другие в прошлое, а проживающие на постсоветском пространстве народы топчутся на месте, никак не решаясь, в какую сторону двигаться.
В качестве аналогии всплывают другие строки незабвенного Владимира Семеновича:
Не страшны дурные вести
Мы в ответ бежим на месте
В выигрыше даже начинающий
Красота, среди бегущих
Первых нет и отстающих
Бег на месте обще-примиряющий...
От того, что украинцы стремятся примерить на себя европейские ценности, а россияне, напротив, бегут от них, как черт от ладана, наши ментальные установки на разделение людей по принципу "свой-чужой" нисколько не изменились. Мы продолжаем переживать за своих безголосых певцов на Евровидении, драть горло на стадионах за наших кривоногих футболистов и прочее, прочее, прочее...
Уже слышу крики возмущения и со стороны украинцев, и со стороны россиян:
- Мы не такие, как описывает этот охальник! Мы гораздо лучше!
Да, неужели?
Советский менталитет можно легко обнаружить по нескольким никуда не исчезающим признакам.
Во-первых, реакцией на чужой успех в любой сфере деятельности (финансах, спорте, искусстве и т.д.). В нашей душе моментально просыпается казалось давно околевший, а на самом деле коварно дремлющий Шариков, который предлагает все "взять и поделить". Т.е. уровнять тех, кто умеет работать и творить с теми, кто за всю жизнь не сколотил даже дощатого нужника. Мы не умеем радоваться успехам других и стремиться опередить их в честной конкуренции.
Во-вторых, мы разделяем людей по цвету коже, национальности, религии, сексуальным предпочтениям и прочим характеристикам, отличающим одних от других. Нам хочется, чтобы не было кареглазых и голубоглазых и мы постоянно пытаемся заставить всех носить серые линзы, в которых весь мир кажется серым. Нам проще различить оттенки серого, чем любоваться зеленым, голубым или желтым.
И, наконец, в третьих... Нам гораздо проще замкнуться в себя, чем попытаться разобраться в других.
- Короче, Склефосовский! - такими словами Балбес из комедии "Кавказская пленница" пытался прервать лекцию о ящуре, которую читал переодевшийся в санитара водитель "скорой".
Читая сообщения о страшной трагедии в Кузбассе, унесшей жизни десятков шахтеров, я не могу сформулировать свое собственное отношение к этому событию. Радоваться чужому горю - не позволяет христианская мораль, а сострадать беде в стане врага - десятки тысяч погибших на Донбассе соотечественников. Вот и приходится бродить, как мультяшный ёжик в тумане собственных моральных ориентиров.
Как бы на моем месте поступили вы?