Одесская мэрия планирует потратить на развитие электротранспорта почти полтора миллиарда гривен за три года

В одесской мэрии рассматривается проект развития электротранспорта на 2016-2018 годы, в котором предполагается потратить 1 миллиард 435 миллионов гривен и при этом закупить 7 новых трамваев, 70 троллейбусов, заняться собственной сборкой новых сочлененных трамваев и модернизировать тяговые подстанции.


На одном из ближайших заседаний исполкома будет рассматриваться программа развития электротранспорта Одессы на 2016-2018 гг., на которую предполагается освоить почти полтора миллиарда гривен - 1435 миллионов. Большая часть этой суммы - кредитные средства на один миллиард гривен. Однако, 384 миллиона будет выделено из городского бюджета, 24,6 миллиона ожидается получить из государственного бюджета по программе софинансирования, еще 23,88 миллиона - из собственных средств КП "Одесгорэлектротранс". 

Основной упор в программе сделан на обновление весьма изношенного подвижного состава электротранспорта. Всего планируется купить 7 новых трамваев, 70 троллейбусов, а также собственными силами собрать несколько десятков низкопольных трамваев с полностью или частично низким уровнем пола. А важнейшим результатом станет еще и маршрут скоростного трамвая "Север-Юг".

Так, в рамках программы государственного софинансирования на 2017 год запланирована покупка семи новых трамваев. Соответственно, вышеобозначенная сумма в 24,6 млн. дает 3,51 млн. грн. на один трамвай. Это, согласно прошлогодней практике, составляет от четверти до трети его стоимости. Таким образом, можно предположить закупку трамваев примерно по 13-14 млн. гривен за новый вагон. В данном ценовом диапазоне из украинских производителей трамваи может предложить только СП "Татра-Юг", которая примерно по такой цене в 2015 г. продавала в Одессу, Киев и Мариуполь односекционные трамваи модели "К1М" с частично низким уровнем пола.

В качестве второго элемента обновления трамвайного парка в проекте указано приобретение корпусов низкопольных трамваев длиной 30 метров для их последующей крупноузловой сборки в КП "Одесгорэлектротранс". Финансирование на это пойдет из средств городского бюджета. Если предположить, что подобный вагон со сборкой, на основе нашего анализа, может стоить около 15 миллионов гривен, то заложенная в программу сумма в 384 миллиона гривен даст возможность собрать более двух десятков таких многосекционных трамваев. Если же средства городского бюджета будут расходоваться не только на это, то их будет меньше. Часть таких трамваев будет куплена и собрана в рамках кредита в 100 миллионов гривен.

Третий элемент обновления трамвайного парка - закупка 15 корпусов частично низкопольных трамваев для собственной сборки, аналогичных уже работающему на маршрутах трамваю "Каштан". Эти новые трамваи будут оформлены как капитальный ремонт с модернизацией старых вагонов, так как в них будут использованы имеющиеся ходовые тележки от трамваев "Татра-Т3". Из этих 15 корпусов 5 уже закуплены, сейчас идет процесс сборки одного из таких корпусов.

Обновление троллейбусного парка планируется также по нескольким линиям. Уже в этом году будут выделены средства из городского бюджета на приобретение еще пяти новых низкопольных троллейбусов в дополнение к уже купленным в этом году пяти машинам. В следующем году планируется приобретение 20 новых троллейбусов по государственной целевой программе развития электротранспорта, но объемы государственного финансирования именно под троллейбусы пока неизвестны. Учитывая планы о развитии электробусов  вместо классических троллейбусов и обычных автобусов, можно предположить, что это будут два десятка троллейбусов с увеличенным (более 10 км) автономным ходом от аккумуляторов. Еще 45 троллейбусов будут закуплены за счет кредита ЕБРР, выделение которого "зависло" в министерстве экономики, но процесс в Кабмине обещают "разморозить" в течение ближайших нескольких недель.

Кроме того, программа предусматривает строительство новой линии троллейбуса по проспекту Маршала Жукова (переименованного в честь Небесной Сотни) до 14-й станции Люстдорфской дороги, строительство там же тяговой подстанции, замену двух передвижных подстанций на новые стационарные, замену оборудования еще на четырех тяговых подстанциях, а также закупку более 10 единиц специальной автотехники и ремонт трамвайных путей.

Распределение источников финансирования, указанных в программе как "иные источники" общим размером в 1 миллиард гривен, оставляет только два варианта - это кредитные средства и частные инвестиции. На данный момент известно о двух кредитах в 100 млн. гривен и 8 млн. евро (232 млн. грн.) от ЕБРР. Таким образом, на 2017 и 2018 гг. возможны и другие кредиты на общую сумму в более чем 600 млн. гривен.

Материалы по теме