Многосекционные трамваи для Одессы - какими они могут быть (ФОТО)

Южный Курьер Транспорт выяснил, какими могут быть многосекционные трамваи с низким уровнем пола, которые будут поставляться в Одессу для линии скоростного трамвая "Север-Юг".


4 июля на аппаратном совещании в одесской мэрии был представлен отчет муниципального департамента транспорта, а его директор Александр Илько озвучил планы по получению многосекционных низкопольных вагонов для будущей линии скоростного трамвая "Север-Юг". Именно на это пойдет 100-миллионный кредит, который КП "Одесгорэлектротранс" разрешили взять во время сессии городского совета 30 июня.

Кредитные средства будут расходоваться, как говорится в отчете департамента транспорта: "для приобретения новых кузовов трамвайных вагонов (длиной 25-30 метров) первой комплектации. На базе вагоноремонтных мастерских специалисты КП "ОГЭТ" будет осуществлять крупноузловую сборку вагонов. Работы по первому многосекционному вагону планируется завершить до конца 2016 года."

То есть - нынешние ремонтные мастерские КП "Одесгорэлектротранс" фактически превращаются в сборочное предприятие. Тем более, что имеющиеся в Украине реальные производители трамваев по ряду причин не всегда устраивают одесских транспортников, а собственная сборка позволить удешевить процесс, причем весьма существенно.

Итак, что и почем сейчас можно приобрести в Украине? Ответить на этот вопрос можно только на основе анализа недавних тендеров на поставки трамваев в различные города Украины.

Так, в Киеве приобрели польские полностью низкопольные трехсекционные трамваи "PESA-Foxtrot" длиной 26 метров по 1,15 миллиона евро (без НДС) - 33,65 млн. грн. за вагон. Таким образом, итоговая цена такого трамвая - порядка 1,3 - 1,35 млн. евро. Польские низкопольные трамваи отлично работают во многих городах Польши, а также в Москве, для которой специально разработали модификацию под более широкую колею. От расторгнутого московского заказа на польском заводе осталось 60 таких трамваев в различной степени готовности, 10 из них прибрел Киев - и сейчас "PESA" ищет покупателей на еще полсотни вагонов. 


Трамвай "PESA" в Киеве, фото www.transphoto.ru, пользователь Santehnik

Конкурентом поликов на киевском тендере выступила швейцарская компания "Stadler", которая предлагает трамвай Stadler 85300М "Метелица", изготовленный на бывшем заводе "Белкоммунмаш" в Минске - также трехсекционный полностью низкопольный длиной 26 метров, по цене в 40,5 млн. гривен за вагон.


Трамвай "Метелица" в Москве на испітаниях, фото www.transphoto.ru, пользователь Андрей Рябищев

Поставленные в Киев два пятисекционных полностью низкопольных трамвая "Электрон" длиной 30 метров обошлись городу, по итогам тендера, по 26,25 млн. гривен. Правда, эксплуатация этих трамваев показывает наличие многочисленых неисправностей и недоделок, из-за которых вагоны значительную часть времени проводят в ремонте, а не на маршрутах. 


Трамвай "Электрон" в Киеве, фото www.transphoto.ru, пользователь Santehnik

Еще один производитель - "Татра-Юг" не имеет в своем ассортименте продукции полностью низкопольных сочлененных вагонов. Единственное, что компания сейчас реально может предложить - трехсекционный трамвай "К1М6", ориентировочную цену которого производитель обещает значительно дешевле иностранных аналогов. Доля низкого пола у К1М6 составляет лишь около 70. В то же время компания выставляет на тендеры односекционные трамваи с частично низким уровнем пола "К1М", которые в Киев поставляются по 12,88 млн. гривен (5 единиц в 2015 г.), а в Одессу - по 13,8 млн. (1 единица). То есть, два таких трамвая общей длиной в 30 метров, у которых лишь около 30% низкого пола, обойдутся примерно в ту же сумму, что и 30-метровый "Электрон" с полностью низким полом.


Проект "К1М6"

Каковы же возможности Одессы при покупке готовых вагонов? В лучшем случае - это 4 пятисекционных "Электрона", или 3 "PESA", или 2 "Stadler" на имеющуюся сумму в 100 миллионов.

Самостоятельная сборка одиночных 15-метровых трамваев "Каштан", опыт которой уже имеется, позволит собрать на эту сумму до 20 вагонов (5 млн. грн. за вагон) - что в эквиваленте длины "25-30" метров даст 10 составов. Можно предположить, что самостоятельная сборка одного многосекционного трамвая с частично низким уровнем пола длиной 25-30 метров обойдется, с учетом большей стоимости за счет покупки узлов сочленения, обойдется в 12-15 млн. гривен. То есть, речь может идти о 7-8 трамваях в 3 или 5 секций с частично низким полом. Заявленная же в мэрии "крупноузловая" сборка и наличие у одесских трамвайщиков огромного опыта работы с обслуживанием и ремонтом техники на базе чешской "Татры-Т3", подсказывает, что именно может стать прототипом.

Скорее всего, сотрудничество может быть налажено с одним из чешских предприятий, которые производят многосекционные трамваи на базе ходовой части и общей конфигурации кузова, но с современным дизайном - например, Pragoimex. Правда, цены на готовые такие трамваи "кусаются" - так, 22,6 метровый частично низкопольный (41% низкого пола) вагон "Vario-LF2+" по контракту 2014 г. для чешского города Кошице стоил 1,44 млн. евро. А одиночный полностью низкопольный трамвай длиной 15 метров этого же производителя "EVO1" стоит около 750 тысяч евро.


Трамвай "Vario-LF2+" в Кошице, фото www.transphoto.ru, пользователь Vektra

Однако, вариант с локализацией производства этих моделей трамваев в Украине, например в виде изготовления корпуса в Калуше и последующей сборки в Одесском КП "ОГЭТ", вполне может обойтись чуть ли не вдвое дешевле.

Автор: Александр Вельможко
Материалы по теме

Городу срочно нужно новое помещение под центральный офис предоставления административных услуг. Помещение, в котором сейчас находится офис, располагается в приспособленных кабинетах на втором этаже здания на Преображенской, 21. Это старое здание с неудобной лестницей.