Одесские транспортники планируют развивать электробусы вместо обычных автобусов и троллейбусов

Вместо дальнейшего развития обычных троллейбусов и автобусов, общественный транспорт Одессы будет следовать в мировом тренде внедрения электробусов.


Озвученные муниципальным департаментом транспорта планы внедрения электробусов показывают готовность одесских транспортников к внедрению новых технологий, успешно применяемых в развитых странах Европы, США и в Китае (именно здесь электробусы стали уже действительно массовым продуктом).

Говоря о перспективных планах, в КП "Одесгорэлектротранс" даже разработали два маршрута для будущих электробусов. Первый маршрут пойдет от Пересыпского моста (нынешняя конечная станция троллейбусов №10) по улицам Балковской, Мельницкой, Богдана Хмельницкого, Большой и Малой Арнаутским к железнодорожному вокзалу. Также рассматривается вариант направления этого маршрута от улицы Балковской не к вокзалу, а в жилмассив Черемушки через Ивановский мост и улицу Рихтера (Щорса). Второй маршрут - от железодорожного вокзала через центр города (Жуковского, Преображенская, Софиевская) на поселок Котовского (Днепропетровская дорога) с конечной на улице Паустовского около конечной станции трамвая.

В качестве преимуществ электробусов, помимо их экологичности, указывается дешевизна электроэнергии (экономия в 10 раз сравнительно с дизельным топливом), меньший расход электроэнергии сравнительно с обычными троллейбусами, способность к гибкой организации маршрутной сети с "привязкой" только к станциям зарядки на конечных остановках.

Совершенно естественно, что электробусы будет закупать и обслуживать коммунальное предприятие "Одесгорэлектротранс". По словам его директора Дмитрия Жемана, конкретный тип электробусов и технические решения пока не определены - идет поиск оптимального варианта. Однако, отмечает Жеман, с точки зрения стоимости и гибкости маршрутной сети, уже пришел тот момент, когда закупать электробусы выгоднее, чем строить новые линии троллейбуса и покупать под них троллейбусы. Но при этом отказываться от использования существующей контактной сети троллейбуса еще рано - уже готовая инфраструктура прослужит не один десяток лет, а троллейбусный парк пополняется и будет пополняться новой техникой. Поэтому оптимальный вариант развития электротранспорта состоит в сочетании существующих линий троллейбуса с развитием маршрутной сети электробусов, которые в перспективе будут вытеснять и обычные автобусы и троллейбусы.


Одесский троллейбус "Тролза-Мегаполис" двигается по маршруту на автономном ходу на аккумуляторах, 2009 год

Таким образом, уже сейчас можно сделать вывод о том, что новых линий троллейбуса в Одессе строиться не будет. Речь идет о проектируемой с 2008 года линии троллейбуса по улице Балковской вместо ликвидированной трамвайной линии маршрута №30, проектов троллейбусных линий по улице Краснова и на поселок Котовского. А массовое внедрение электробусов, теоретически, позволит обеспечить экологически чистым электротранспортом даже те отдаленные районы города, куда ранее ни троллейбус, ни трамвай даже не планировалось запускать. Вопрос только в наличии электробусов и их количестве. 

Развитие электробусов сейчас идет по двум взаимно пересекающимся путям. 

Первый - это создание с нуля или разработка на базе обычных автобусов чистых электробусов с питанием от аккумуляторов. Такие электробусы могут иметь запас хода от 100 до 200 километров и более, а заряжаться могут от специальных зарядных станций в депо или на конечных остановках. Такого запаса хода вполне хватает на целый рабочий день, особенно при возможности подзарядки на конечных. В качестве дополнительных опций такие электробусы могут оснащаться также различными токоприемниками для быстрой подзарядки от контактной сети троллейбуса.


Электробус "Solaris-Urbino-8,9". В ассортименте крупнейшего польского производителя автобусов и троллейбусов есть и полноценная 12-метровая модель электробуса. Фото:Виктор Башкиров

Второй путь - оснащение обычных троллейбусов аккумуляторами для автономного движения без контактной сети. В уже реализованных моделях запас хода колеблется от 15 до 70 километров. Здесь запас хода меньше, чем у "чистых" электробусов - но он может быть увеличен за счет установки дополнительных аккумуляторов. Кроме того, такая техника сочетает в себе качества и обычного троллейбуса, способного получать ток от контактной сети как троллейбус, так и электробуса - способного ехать куда угодно.


Троллейбус "Тролза-Мегаполис" с опцией аккумуляторного автономного хода на 20 км в Туле (Россия), фото: Андрей Рябищев

Существуют и другие решения, позволяющие внедрять электротягу в автобусах или же позволять троллейбусам передвигаться "без проводов". Это так называемые "дуобусы", имеющие две паралельные силовые установки - двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель с питанием от контактной сети. Это троллейбусы, оснащенные дизель-генератором, питающим электродвигатель. Это троллейбусы, имеющие автономный ход не от аккумуляторов, а от суперконденсаторов - но они должны подзаряжаться через каждые пару километров, то есть на каждой остановке. Это и так называемые "гиробусы", в которых энергию для движения накапливают за счет вращения огромного и тяжелого маховика. 

В Украине электробусы серийно пока не производятся. Единичные экземпляры выпустили, скорее в демонстрационных целях, заводы "Богдан" и "Электрон". Электробус "Богдан" проходит тестовую эксплуатацию в Польше - в Люблине, причем там готовы заменить обычные автобусы на электробусы по итогам тестов "Богдана".


Электробус "Богдан", фото www.ifobus.pl

"Электрон" представил свой элетробус еще в ноябре 2015 г., но он до сих пор не может легально работать на маршрутах из-за сложностей оформления документов на необычную технику. Оформить его как троллейбус без госномера не удалось, а оформление его как обычного автобуса затягивается.


Электробус "Электрон", фото: Антон Почепцов

Анализ ценовых предложений на электробусы и "автономные" троллейбусы показывает, что такая техника сейчас стоит примерно в полтора раза дороже обычного троллейбуса или дизельного автобуса. Так, электробус "Электрон" имеет заявленную производителем цену в 9 миллионов гривен. А за троллейбус с автономным ходом в 15 километров в Днепре готовы заплатить 7,25 млн гривен.

Старт проекта электробусов для Одессы явно начнется не с одной и не с двух машин. Поскольку существуют конкретные планы запуска маршрутов, то для обеспечения приемлемых интервалов движения на них, речь может идти о, примерно, 15 электробусах для маршрута по улице Балковской и, затем, о, примерно, 20-30 машинах для маршрута на поселок Котовского.

Материалы по теме

Нынешний день в Одессе должен был быть информационно насыщенным. Ведь планировалось сразу два визита высоких столичных гостей – вице-премьер-министра Украины Павла Розенко и министра здравоохранения Ульяны Супрун.