Как европейские международные финансовые структуры предполагают развивать общественный транспорт Одессы

Четверг , 5 июля 2018, 20:49
По мнению вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Юргена Ригтеринка, банк считает необходимымт увеличить поток инвестиций в украинские проекты и расширить уже существующее сотрудничество с Украиной в области инфраструктурных и транспортных проектов. Одесса в этом ряду занимает далеко не последнее место.
Как европейские международные финансовые структуры предполагают развивать общественный транспорт Одессы

В частности, Юрген Ригтеринк сообщил, что Украина является важным направлением инвестиций для Европейского банка реконструкции и развития и мощным площадкой реализации крупных проектов совместно с международными партнерами. По его словам, ЕБРР обрабатывает пятилетний план работы в Украине, который предусматривает в том числе увеличение финансирования и углубленное сотрудничество. "У нас большой пакет предложений, поэтому нам очень важны такие личные контакты на уровне руководства правительства, когда можно обсудить конкретные проекты", - сказал первый вице-президент ЕБРР.

Отметим, общая сумма инвестиций ЕБРР в Украину составляет 12,2 миллиарда евро в рамках 400 проектов. В период с 2012 по 2015 гг. Объем ежегодных инвестиций в Украину составили около 1 млрд евро.


"Троллейбусный проект" ЕБРР в Украине

Напомним, в 2015 году в программах сотрудничества с ЕБРР, помимо Одессы, начали принимать участие такие города Украины, как ХарьковИвано-ФранковскНиколаевСумыКременчугКиевЛуцкЛьвов. Правда, большинство городов начали взаимодействие с ЕБРР после одобрения правительством Украины программы поддержки муниципального электротранспорта за счет кредитных средств Европейского инвестиционного банка и ЕБРР на общую сумму в 400 миллионов евро (или по 8 миллионов евро на каждый город). На эти средства можно закупить от 35 до 50 троллейбусов, в зависимости от их габаритов, вместимости и технических характеристик - что фактически создает прецедент "типовой" кредитной линии на обновление троллейбусного парка.

Первым городом, реализовавшим такой проект стала Одесса. О выделении кредита в размере 8 миллионов евро на покупку троллейбусов одесская мэрия договорилась с ЕБРР еще осенью 2015 года. При этом Одесса стала первым городом Украины, получившим подобный кредит после 2011 года. Закупка была одобрена сессией горсовета летом 2015 года. Победил завод "Белкоммунмаш", который снизил цену и за счет этого должен поставить не 45 троллейбусов, как планировалось, а 47. Все троллейбусы имеют полностью низкий пол, 26 сидячих мест, оборудованы дизель-генератором для возможности автономного хода без использования контактной сети, а также имеют пандус и площадку для колясок. Все машины выкрашены в цвета одесского флага. На каждое сидение нанесена эмблема КП "Одесгорэлектротранс". Кроме того, кондиционеры в кабине водителя установят уже в Одессе. В настоящее время в Одессе уже имеется 17 машин из 47.

Среди других городов дальше всего продвинулись Кременчуг, где уже прошел международный тендер с победой "Богдана" и начаты поставки первых сочлененных и одиночных машин., а также Харьков с более "глобальным" проектом строительства нескольких станций метро. Также в Харькове одобрен горсоветом "троллейбусный" кредит ЕБРР, хотя до объявления тендера дело еще не дошло и остановилось на стадии очередных переговоров местных властей с представителями ЕБРР,  В Ивано-Франковске уже проходят тендерные процедуры по кредиту ЕБРР. В других городах процедура получения кредитов застопорилась.


 

Европейский инвестиционный банк и одесский скоростной трамвай

Заместитель министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань заявил, что за счет средств Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) предполагается кардинально обновить трамвайное сообщение в Одессе. Речь идет об участии нашего города во всеукраинском проекте "Городской общественный транспорт", в рамках которого ЕИБ предлагает городам Украины до 220 миллионов евро в виде "дешевых" кредитов на крупные инфраструктурные проекты и обновление подвижного состава городского электротранспорта. Еще столько же предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), что в итоге составляет около 440 миллионов евро

По словам Довганя, речь идет о сумме в 49 миллионов евро, разбитых на две части - на приобретение новых трамваев и на реконструкцию трамвайных путей. Это - разрабатываемый с 2016 года  проект скоростного трамвая "Север - Юг". Его суть - постепенная модернизация существующих линий трамвая от поселка Котовского до Люстдорфа через центр города до стандартов скоростного трамвая. Это позволит увеличить среднюю маршрутную скорость трамваев на данной линии с менее 16 км/час до более 22 км/час и создать сквозной трамвайный маршрут через весь город длиной более 32 километров.

Ранее мы публиковали цифры стоимости данного проекта в почти 59 миллионов евро. Разница с озвученной заместителем министра суммой в 49 миллионов возникла за счет учета в итоговой цене проекта НДС.

В настоящее время Одесса находится на стадии рассмотрения ее заявок и технико-экономического обоснования. Несколько дней назад Кабинет министров уже одобрил первые шесть проектов в четырех городах Украины.


 

Мировой банк и оптимизация маршрутов одесского транспорта

Эксперты Мирового банка, работающие в Одессе уже длительное время, представили свой отчет с рекомендациями для местной власти по оптимизации городской маршрутной сети и других мероприятиях по улучшению качества пассажирских перевозок в городе.

Рекомендации Мирового банка можно разбить на несколько крупных сегментов. Связано это с тем, что сам отчет достаточно сложен для восприятия по причине своей перенасыщенности информацией и отсутствия в нем четкой взаимосвязи между разделами. Во-первых, они разбиты на краткосрочные проекты, не требующие серьезных капиталовложений, на среднесрочные, предусматривающие закупку подвижного состава общественного транспорта и долгосрочные - здесь уже предлагают вкладывать сотни миллионов евро в строительство и модернизацию инфраструктуры. Отдельно отмечается, что важнейшим условием успеха является реформирование управления всем транспортным комплексом Одессы.

Во-вторых, рекомендации разбиты на отдельные виды транспорта, но с явным приоритетом муниципального перевозчика в лице КП "Одесгорэлектротранс" и городского электротранспорта перед автобусами. Основой системы общественного транспорта Одессы Мировой банк предлагает сделать скоростной трамвай по проекту "Север-Юг". Другие линии трамвая, троллейбус и автобус предлагаются как более "локальные". 

На первом этапе предлагается изменить систему маршрутов: убрать дублирование трамваев и троллейбусов автобусами, изменить дублирующие друг друга маршруты автобусов. Частным перевозчикам предлагают постепенно заменить автобусы малой вместимости на автобусы большой вместимости. Также предполагается открытие нескольких новых маршрутов, вложения в инфраструктуру остановок, пересадочных узлов, выделенных полос для автобусов и троллейбусов, велодороже.

Все мероприятия краткосрочного этапа реформы, по оценкам Мирового банка, обойдутся Одессе в диапазоне от 64,19 до 93,13 миллиона долларов. Второй этап добавляет к этому еще 7 миллионов. А третий, самый затратный - еще 525 миллионов долларов за счет модернизации трамвайной сети и закупки трамваев. 

Таким образом, суммарно всю предложенную Мировым банком реформу транспорта Одессы можно оценить примерно в 625 миллионов долларов или 16,25 миллиарда гривен. И это - не считая расходов частных перевозчиков. На глобальном уровне это составляет почти два годовых бюджета Одессы. Если же эту сумму растянуть примерно на 10 лет - то она, неожиданно, окажется вполне посильной для Одессы. Особенно - с учетом широких возможностей получения кредитов от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Тем более, что более двух третей этой суммы составляет масштабный ремонт трамвайных путей, который невозможно провести везде одновременно - а придется разбивать на отдельные участки в разное время. 


 

Итогом уже проведенных мероприятий по реформированию общественного транспорта, закупкам подвижного состава с помощью европейских международных финансовых структур и осуществления уже начатых инфраструктурных проектов должно стать, по мнению директора КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрия Жемана постепенное возвращение муниципальному перевозчику реального статуса главного оператора общественного транспорта Одессы.