В одном из трамвайных депо Одессы сохранились узкоколейные рельсы (ФОТО)

Среда , 21 июня 2017, 16:01
В рубрике "Фото дня" мы показываем сохранившийся до наших дней остаток одесского узкоколейного трамвая.
В одном из трамвайных депо Одессы сохранились узкоколейные рельсы (ФОТО)

Мы уже упоминали об остатке узкой колеи одесского трамвая в центре города - о маленьком отрезке рельсов на перекрестке улиц Пушкинской и Греческой, который ликвидировали 11 лет назад. Тем не менее, в Одессе до сих пор остались участки узкой колеи, но скрытые от глаз простых горожан, которые показывает издание "Пассажирский Транспорт".

Для начала - немного исторического экскурса. И одесская конка, появившаяся в 1880 году, и линии паровика "Ваньки-Головатого", и более поздний электрический трамвай, имели ширину колеи в 1000 мм. Такая колея была вполне достаточной для относительно небольших вагончиков того времени, да и сейчас огромное количество трамвайных систем Европы работают на такой колее - с современным низкопольным подвижным составом. Тем более, что инвестор, строивший и конку, и трамвай, был один и тот же - "Анонимное бельгийское общество".

После 1930 года в Советском Союзе перестали выпускать трамваи для узкой колеи. Перед городами поставили дилемму: или полностью перестраивать всю сеть трамвая на широкую колею 1520 мм, совпадающую с колеей железной дороги, или отказаться от развития трамвая. Ряд городов малых выбрали второй вариант - и, в итоге, постепенно остались без трамвая, как например, Симферополь или Кишинев. В других городах узкоколейный трамвай остался, но не охватывает основные новые районы городов - как в Житомире (где уцелел всего 1 маршрут), Львове. Особняком осталась Винница, где узкоколейный трамвай остался магистральным видом городского транспорта.

Другие города выбрали путь постепенной перестройки своей трамвайной сети на широкую колею. При этом ряд линий "потерялся" - либо из-за разрушений в ходе войны, либо из-за малых пассажиропотоков, либо из-за начавшейся уже при Хрущеве повальной замены изношенных на тот момент узкоколейных линий на современный по тем временам троллейбус. В Харькове, например, перестройку трамвайной сети завершили быстро - уже в 1930-е годы: сказался столичный статус города. А Одесса и Николаев растянули так называемую "перешивку" на четыре десятка лет, постепенно перестраивая один маршрут за другим. 

Первая линия широкой колеи в Одессе появилась в 1934 году - от Люстдорфа до вокзала и затем через центр города по улице Преображенской и Софиевской к Херсонскому скверу (топонимы современные). Это диктовалось как стратегической необходимостью (можете считать это анонсом крайне интересного краеведческого исследования), так и необходимостью восстановить линию трамвая по спуску Маринеско (Нарышкинскому), законсервированную после аварии с несколькими десятками человеческих жертв. 

Последняя линия узкоколейного трамвая в центре Одессы была закрыта в 1965 году - от Куликова поля по Канатной и Греческой до Греческой площади. А в 1971 году прекратил работу последний маршрут узкой колеи вообще - №30 по улице Балковской. До этого в городе существовали участки "трехниточного" пути с тремя рельсами. Как правило, правый рельс использовался обоими типами вагонов, а слева было два рельса - для колеи 1000 мм и колеи 1520 мм. 

В 1961 году узкоколейные трамваи были выведены из депо на улице Водопроводной, а пути на территории депо полностью перестроены на широкую колею. Тем не менее, именно здесь с тех пор остался нетронутым небольшой участок "трехниточной" колеи между боксами депо и административным зданием, за которым расположены цеха бывшего вагоноремонтного завода. 


Трамвай "Татра" на широкой колее "трехниточного" пути на территории депо на улице Водопроводной

Этот путь в ширококолейном виде используется до сих пор как один из въездов трамваев в депо, а также для стоянки вагонов, ожидающих ремонта или техобслуживания. Соседний бокс депо превращен в дешевый отель - так как ранее это было отдельное подразделение (Одесский ремонтный завод электротранспорта), так и не попавшее в коммунальную собственность и после 2004 года "раздерибаненное".

Узкая же колея осталась своеобразным памятником. Старые трамвайщики поговаривают, что этот участок остался "трехниточным" и как памятник, и по причине отсутствия практической необходимости убирать "узкий" путь.

Также рядом сквозь асфальт видны другие участки узкой колеи, ведущие перпендикулярно основному пути в бывшие заводские цеха. Это - "заводские" рельсы для вагонеток, которые рабочие перемещали вручную. Трамваи по ним никогда не ходили.