На проекте скоростной железной дороги между Одессой и Киевом поставили крест

Четверг , 3 июня 2021, 14:27
Все разговоры и планы строительства скоростной железной дороги между Киевом и Одессой останутся только словами и планами. Строить ее не будут. В правительстве это объяснили отсутствием средств и невостребованностью.
На проекте скоростной железной дороги между Одессой и Киевом поставили крест

Как рассказал в интервью одному из изданий нынешний заместитель министра финансов, которого сейчас прочат в заместители министра инфраструктуры, Александр Кава, проект скоростной железной дороги между Одессой и Киевом осуществляться не будет. Вместо этого средства будут расходовать на реконструкцию и развитие уже существующей автомобильной дороги М05 "Одесса - Киев" с доведением ее до стандартов автобана с разрешенной скоростью в 130 километров в час.

По словам Александра Кавы, нынешняя железная дорога значительно длиннее автомобильной - 655 километров против 480. А наличие по "оси" автомагистрали всего одного сравнительно большого города - Умани, делает строительство скоростной железной дороги по кратчайшему пути бесперспективным - так как это затронет, в итоге, интересы всего 5-6 миллионов человек, в основном, жителей Киева, Одессы и окрестностей. А крупные инвесторы не горят желанием вкладываться в такой проект. 

Говоря об анонсированном ранее кредите на строительство скоростной железной дороги между Одессой и Киевом из Китая, Александр Кава подчеркнул, что такие инвестиции могли быть реализованы только в виде китайского кредита для украинского государства, которое затем реализует железнодорожный проект. "Во всем мире высокоскоростные дороги - это не частные инвестиции, а государственные. Китайцы хотели дать украинскому правительству кредит на эти цели. ... Но маршрут Киев-Одесса для строительства высокоскоростной железной дороги абсолютно бесперспективен. Во-первых, он тупиковый, а, во-вторых, тут нет достаточного пассажиропотока, чтобы окупить этот проект для государства. К тому же, если мы построим высокоскоростную магистраль из Киева в Одессу, то на ее трассе будет только один крупный город - Умань. То есть ощутимый эффект будет только для 5-6 миллионов жителей страны" - считает Кава. 

Далее он предположил, что строительство скоростных железных дорог может начаться с направления Киев - Полтава, технико-экономическое обоснование которого сейчас обсуждается. От этого направления затем могут "ответвляться" линии на Харьков, на Днепр и Запорожье, и, в отдаленной перспективе - на Донецк, что, в итоге даст эффект для 10-11 миллионов граждан Украины. 

Также отмечено "западное" направление от Киева для строительства скоростных железных дорог - через Винницу, Хмельницкий, Тернополь и Львов. "Перспективным направлением также является маршрут Киев-Винница-Хмельницкий-Тернополь-Львов, чтобы в дальнейшем соединить его с европейской сетью железных дорог. Этот транспортный коридор интересен с точки зрения количества крупных городов на его трассе - при протяженности линии в 500 км она обеспечит связь столицы сразу с четырьмя областными центрами, а также позволит существенно улучшить связь столицы с Черновцами, Ивано-Франковском и курортами Прикарпатья", - подытожил Кава.

Также он отметил, что автодорога Одесса - Киев будет капитально ремонтироваться в ближайшее время. "В ближайшие годы дорога будет капитально ремонтироваться - для финансирования уже подписаны договора с ЕБРР и ЕИБ. По Одесской области дорога будет превращена в автомагистраль, то есть мы уберем все левые повороты и U-образные развороты на ней. В результате здесь будет увеличена максимальная разрешенная скорость с нынешних 110 до 130 км в час и время поездки из столицы сократится ориентировочно на 30 минут", - сообщил Александр Кава.

Заметим, что еще в марте 2021 года предыдущий министр инфраструктуры Владислав Криклий в последний раз серьезно говорил о проекте строительства скоростной железной дороги европейской колеи от Киева до Одессы. До этого, в феврале 2021 года высшее руководство Украины, в том числе и президент, заявили о необходимости связи крупнейших городов Украины между собой скоростными железными дорогами евроколеи. По озвученному тогда замыслу, речь шла о создании такой линии от польской границы до Львова, затем от Львова до Киева - и от Киева "ветками" на Одессу, на Харьков и, возможно, Днепр-Запорожье.

Перед этим Криклий обещал скоростные железные дороги в Украине в январе 2020 года - при подписании похожих по смыслу меморандумов с китайскими инвесторами и производителями подвижного состава.

В случае создания скоростной магистрали европейской колеи между Киевом и Одессой речь идет ократчайшем пути длиной около 450 километров (примерно вдоль автотрассы М05 "Одесса-Киев"), где железную дорогу нужно еще проложить полностью заново - то речь идет уже о скоростях порядка 300 км/час.

Именно о втором варианте в 2017 году говорил прежний министр инфраструктуры Владимир Омелян, обещая строительство скоростной железной дороги исключительно для пассажирского движения с "европейской" колеей 1435 мм. Затем, в мае 2018-го, он анонсировал строительство целой сети железных дорог "евроколеи" между всеми крупными городами Украины. Мало того, Омелян еще в 2016 году заявлял о готовности Китая вкладывать деньги в строительство скоростных железных дорог в Украине. Однако, уже в 2019 году тот же Омелян говорил о нереальности серьезного ускорения пассажирских поездов между Киевом и Одессой, а затем осенью 2019 г. отказ от скоростного сообщения подтвердил глава железной дороги Евгений Кравцов.

В настоящее время по существующим путям поезда "Интерсити" идут расстояние между Одессой и Киевом около 650 км со средней скоростью 90-100 км/час. Даже увеличение средней скорости имеющихся поездов до 120 км/час позволит сократить время в пути до 4,5-5 часов, что сделает железную дорогу более быстрым и надежным путем пассажирского сообщения между Одессой и Киевом, чем автобусы. А, с учетом времени в пути из центра Одессы или Киева в аэропорт (особенно в Борисполь), то время поездки из центра Киева в центр Одессы в 4,5-5 часов будет сравнимо с общим временем авиаперелета, включая в него затраты времени на путь в аэропорт, регистрацию и ожидание вылета.

Строительство железной дороги европейской колеи на территории Украины потребует закупок для них нового подвижного состава и сложно согласованной работе двух железнодорожных сетей в стране. Кроме того, скоростные железные дороги колеи 1435 мм в Украине невозможно будет использовать для массовых грузоперевозок, для которых имеется огромное количество локомотивов и вагонов колеи 1520 мм.

В то же время у европейской колеи есть преимущество в виде полной совместимости подвижного состава и маршрутов с Европой. Пассажирские поезда из Украины могут следовать без пересадок и длительных остановок в любой европейский город. То же самое касается и грузовых, особенно ускоренных контейнерных поездов.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook и вступайте в сообщество в Viber

comments powered by HyperComments