Железная дорога в Бессарабии: весь юг Одесской области с населением в полмиллиона человек обслуживает всего один пассажирский поезд (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Пятница , 14 августа 2020, 18:08
Именно так. Огромный регион в южной части Одесской области, где проживает около 500 тысяч человек, почти не имеет доступа к железной дороге - здесь ходит всего один пассажирский поезд.
Железная дорога в Бессарабии: весь юг Одесской области с населением в полмиллиона человек обслуживает всего один пассажирский поезд (ФОТО, ВИДЕО)

Железная дорога в южной части Одесской области фактически представляет из себя одну линию по направлению Одесса - Каролино-Бугаз - Белгород-Днестровский - Сарата - Арциз - Измаил с ответвлением до станции Березино в Тарутинском районе. Также есть "анклавы" железной дороги в Рени и около Болграда, изолированные от остальной железнодорожной сети Украины - это находящиеся на украинской территории участки линии от молдавской станции Бессарабская (Басарабяска) до румынского Галаца.

В нашем видеосюжете - пассажирский поезд Киев - Измаил в одном из живописных уголков Бессарабии - на мосту через речку Котлабух неподалеку от Измаила, а также в других местах.

На территории Татарбунарского районе железной дороги нет вообще. В Тарутинском районе - лишь тупиковая на данный момент станция Березино. В Болградском и Ренийском районах, несмотря на формальное наличие железнодорожных линий, пассажирские поезда отсутствуют - лишь в Рени до карантина имелся пригородный поезд до ближайшей станции Этулия в Молдове. 

Сравнительно неплохой доступ к железной дороге есть у жителей Белгорода-Днестровского, Шабо и курорта Затока - здесь по железной дороге курсируют пригородные электропоезда в Одессу, а также пассажирские поезда дальнего следования "Киев - Одесса - Измаил" и, в период до карантина, "Черновцы - Одесса - Белгород-Днестровский".

Все остальные жители юга Одесской области могут использовать один-единственный пассажирский поезд - вышеупомянутый "Киев - Одесса - Измаил", имеющий также прицепной вагон до станции Березино. В утреннее время он следует в сторону Измаила, вечером - из Измаила на Одессу и далее до Киева. Пригородных поездов на участке железной дороги от Белгорода-Днестровского до Измаила нет. Данный поезд останавливается на станциях Кулевча, Сарата, Арциз, Главаны, Дзинилор, Котлабух. а также в Белгороде-Днестровском и Бугазе.

Ранее мы рассматривали возможность запуска регионального экспресса в виде дизель-поезда между Одессой и Измаилом, акцентируя внимание на возможность работы на данном маршруте одного из новых дизель-поездов Крюковского завода. С учетом оптимизации графика движения, экономии времени за счет отсутствия длительных стоянок для смены локомотива в Арцизе и Белгороде-Днестровском, такой поезд шел бы расстояние около 280 км от Измаила до Одессы примерно за 4-4,5 часа вместо нынешнего времени в пути более 6,5 часов. Оптимальная стоимость проезда в настоящее время составила бы 100-120 грн. 

Предлагаемый нами региональный экспресс мог бы отправляться из Измаила утром, около 5-6 часов, прибывая в Одессу около 9-10 часов утра. А из Одессы в Измаил наиболее удобное время отправления около 18 часов с прибытием в Измаил к полуночи. Неудобным моментом в запуске такого дизель-поезда является необходимость следования под дизельной тягой на электрифицированном участке длиной около 75 километров между Белгородом-Днестровским и Одессой.

Ранее в Измаил ходил пассажирский поезд из Одессы под номером 686, который с 2009 года был переведен с ежедневного режима работы на режим работы 2-3 раза в неделю. С декабря 2017 г. .данный поезд перестал ходить - сначала его "укоротили" до маршрута Измаил - Белгород-Днестровский с возможностью пересадки на электричку до Одессы, а затем и вовсе отменили. Затем весной 2020 года министр инфраструктуры Владислав Криклий, отвечая на вопросы журналистов, обещал провести расчеты востребованности поезда между Одессой и Измаилом - но так и не предоставил их.

В советское время, помимо ежедневного пассажирского "спального" поезда Одесса - Измаил с плацкартными и даже купейными вагонами, на данном направлении также дважды в день курсировали дизель-поезда, а также дизель-поезда между Измаилом и Белгородом-Днестровским. Работала также линия между Арцизом и Бессарабской. разобранная затем в 1997 году между Бессарабской и Березино. По ней ходил пассажирский поезд "Одесса-Рени", а также дизель-поезда от Бессарабской до Арциза и Белгорода-Днестровского. Из Рени также ходил пассажирский поезд до Кишинева - до 2007 года.

И уже начиная с середины 1990-х гг. был взят курс на постепенное сворачивание пассажирского железнодорожного сообщения на юге Одесской области. Во многом это можно объяснить тем, что железная дорога здесь не электрифицирована - и перевозки с использованием тепловозной тяги по своей себестоимости обходятся в несколько раз дороже использования электротяги. На рубеже XXI века начались работы по электрификации - от Белгорода-Днестровского даже установили опоры контактной сети на несколько километров. Но катастрофическое обледенение зимой 2001 года заставило перебросить уже заготовленные материалы и ресурсы на восстановление повреждений инфраструктуры как железной дороги, так и электросетей. Тем не менее, сейчас, в связи с массовым строительством солнечных и ветровых электростанций в южной части Одесской области, вопрос электрификации железной дороги в данном направлении снова становится все более актуальным - так как только эта мера позволит сделать железнодорожные перевозки в регионе не только экономически оправданными, но еще и экологически чистыми.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на нашу страницу в Facebook и вступайте в наше сообщество в Viber

comments powered by HyperComments