Омелян,- европейская колея придет во Львов, Киев, Одессу, Днепр и Харьков

Четверг , 31 мая 2018, 18:55
В Украине хотят построить новую сеть железных дорог с евроколеей 1435 мм. Об этом сообщил глава ведомства Владимир Омелян в ходе Ukrainian Ports Forum 2018, который проходит 31 мая в Одессе.
Омелян,- европейская колея придет во Львов, Киев, Одессу, Днепр и Харьков

В частности, он заявил что согласно принятой транспортной стратегии, к 2030 году планируется строительство железных дорог с евроколеей из Киева в Одессу, Львов, Харьков и Днепр.

В Украине в настоящее время действует колея 1520 мм, за исключением некоторых приграничных веток с европейской колеей 1435 мм. Такие линии доходят до Ужгорода, Мукачево и Ковеля на западных границах и нуждаются в модернизации. Наиболее осуществимые и реалистичные планы ввода европейской колеи для организации по ней пассажирского движения поездов - линии до Мукачево и Ковеля, куда ходят многочисленные пассажирские поезда "Укрзализныци". 

Даже озвученный план строительства менее чем 100 километров европейской колеи до Львова, несмотря на всю внешнюю привлекательность такого проекта, имеет ряд инфраструктурных сложностей. Такую железную дорогу либо придется "заканчивать" станцией на окраине Львова, либо вкладывать массу средств в ее интеграцию с существующими путями для ввода в центр города. Аналогичные проблемы в далекой перспективе придется решать и при строительстве европейской колеи в других городах. Одним из решений может быть строительство путей колеи 1435 мм на эстакадах над существующими путями, чтобы доводить их до железнодорожных вокзалов в плотно застроенных центральных частях городов.

Решение строить евроколею длиной около 50 километров до Львова, являющегося крупным транспортным хабом на западе Украины, по мнению железнодорожных экспертов вполне оправдано. Вложения в данном случае могут быть только на строительство железнодорожной инфраструктуры. А сами поезда, которые пойдут по колее 1435 мм, скорее всего, будут европейскими - таким образом, Украине не придется вкладывать средства в подвижной состав для данного участка.

А вот в случае продления колеи 1435 мм в другие города - Киев, Днепр, Харьков, Одессу, таки придется вкладываться не только в строительство путей и инфраструктуры. Необходимо будет закупать подвижной состав - скоростные пассажирские поезда и технику для обслуживания железной дороги. Грузовые перевозки по европейской колее если и возможны, то только в очень ограниченном объеме. Единственным возможным сегментом могут стать скоростные контейнерные поезда, способные за 12-15 часов пересечь расстояния от портов Черного моря до Балтики. Фактически, строительство европейской колеи хотя бы до Киева означает создание в Украине совершенно новой железной дороги, параллельной существующей, пригодной, в первую очередь, для пассажирских перевозок. 

С учетом не самых малых расстояний между крупными городами Украины и наличию в них аэропортов, в сегменте пассажирских перевозок серьезную конкуренцию скоростным поездам с не самыми дешевыми билетами могут создать лоу-кост авиакомпании. Уже сейчас при средней цене билета на обычный пассажирский поезд между Одессой и Киевом свыше 400 гривен в купе или "Интерсити", есть возможность совершить авиаперелет всего за 500 гривен. И подобная тенденция будет только нарастать.

Выступая в роли скептика, старший экономист Центра экономической стратегии Оксана Затворницкая отмечает, что масштабные проекты строительства железных дорог в 500 км и более в современных реалиях Европейского континента осуществляются за срок в 10-15 лет и более. Также она заявляет, что в Украине нет никакой технико-экономической документации на подобный проект, Кроме того, в перспективных планах развития украинских железных дорог до 2021 года нет никаких моментов о масштабном строительстве путей колеи 1435 мм.

В настоящее время на украинских железных дорогах средняя скорость грузовых поездов около 23 км/час, пассажирских - до 70-80 км/час. Лишь отдельные участки пригодны для ускоренного движения на скоростях 140 и 160 км/час. В стратегии развития транспорта до 2030 года обозначено постепенное увеличение средних скоростей движения пассажирских поездов до 150 км/час. Нынешнюю ситуацию министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал продолжением работы по технологиям XIX века.

Кроме того, министр заявил о планах по строительству линии для суперскоростного вакуумного поезда по технологии Илона Маска Hyperloop, который пройдет через Одессу.

Напомним, Кабинет Министров Украины утвердил национальную транспортную стратегию страны на следующие 12 лет. Транспортная стратегия Украины до 2030 года является основным документом, регулирующим развитие транспортной сферы страны. Стратегия ставит перед собой следующие цели: конкурентноспособная и єффективная транспортная система; инновационное развитие транспортной отрясли и глобальные инвестиционные проекты; безопасный, экологичный и энергоэффективный транспорт; беспрепятственная мобильность и межрегиональная интеграция.

В Европе и за ее пределами есть ряд примеров, когда параллельно используются несколько стандартов колеи. Так, Испания имеет исторически сложившуюся сеть железных дорог с "иберийской" колеей 1668 мм. Однако, новые трассы для скоростных пассажирских поездов строятся на стандартной европейской колее 1435 мм - это дает возможность использовать готовые технические решения производителей подвижного состава и возможность прямых рейсов в соседнюю Францию. Страны Балтии, не отказываясь от колеи 1520 мм, параллельно строят проект Rai Baltica с колеей 1435 мм - для организации скоростного пассажирского сообщения с другими странами Евросоюза, прежде всего Польшей и Германией. В Японии скоростные магистрали "Синкансен" имеют ширину колеи 1435 мм, а имеющаяся с XIX века железнодорожная сеть основана на узкой колее 1067 мм.

comments powered by HyperComments