Люстрация по одесски: Cui prodest? (колонка редактора)

Среда , 1 октября 2014, 23:35
Как ни парадоксально, но самый большой вред украинской идее наносят своими действиями украинские националисты.
Люстрация по одесски: Cui prodest? (колонка редактора)

Сравнительно недавно по историческим меркам, каких-нибудь пару десятков лет назад, на заре независимости Украины, отношение к украинской идее среди большинства одесситов колебалось от нейтрального до позитивного. Но затем украинский национализм в Одессе стал ассоциироваться с одной всем известной фамилией, точнее – со всем плохим, что сделал обладатель этой фамилии.

Как вы догадались, и оказались совершенно правы, это Гурвиц. Два с половиной срока бывший мэром Одессы. Именно при нем пронационалистически настроенные слои стали карманной гвардией Эдуарда Иосифовича. Все мы помним, как они обливали  зеленкой Алексея Гончаренко и других, на кого указывал перст Гурвица. (Методы ничего из последних событий не напоминают? И не икается ли Гурвицу от того, что сейчас он баллотируется в парламент в одном списке с Гончаренко, но на гораздо более низкой позиции?) Все мы помним жутковатые марши осени 2009 года. Все мы помним внутреннюю политику мэрии в исполнении Натальи Чайчук и «список Юсова» из неугодных Гурвицу общественных организаций (люстрация, ау). Автор очень хорошо помнит, как подконтрольные Гурвицу националисты нападали на журналистов, били им камеры и резали руки ножами.

Рука журналиста канала АТВ Дмитрия Докунова, фото А. Кравцова

После этих и других эпизодов украинские националисты стали восприниматься исключительно как обслуга позапрошлого уже мэра. Свою лояльность они в очередной раз продемонстрировали на мэрских выборах 25 мая – большинство активных евромайдановцев, особенно радикально националистического толка, во все лады агитировали за Гурвица. Как я уже писал, их не смутило даже то, что немаленькое пятно от прошлых делишек Гурвица таким образом падало на весь Евромайдан.

Но в нынешней сложной обстановке, когда Россия внаглую отжимает Крым, а затем создает на Донбассе марионеточный Лугандон, многие одесситы, ранее весьма критически относившиеся к националистам, совершенно правильно решили: «враг моего врага – мой друг». Пусть даже не друг, но, по крайней мере, ситуативный союзник.

И именно сейчас, когда одесситы готовы закрыть глаза на былые подвиги всяких Правых Секторов и стиснув зубы, а иногда – и заткнув нос, стоять с ними плечом к плечу, чтобы отстоять независимость Украины и не допустить в наш город войну с Востока…

…Да, именно сейчас Правый Сектор решил порадовать пророссийские силы публичными боями в грязи, простите, в мусорном ящике. Речь идет о выбрасывании в альтфатер и обливании зеленкой представленного ранее в качестве лидера ПС Константина Иванова. Да, к нему сейчас есть много вопросов. Но те, кто больше всего хотел задать ему эти вопросы, хотели сделать это цивилизованно. Но тут пришел Сергей «кого бы швырнуть в помойку» Стерненко и сделал то,  что он сделал. Неужто непременно нужно выносить сор из избы на потеху врагам, демонстрируя наличие внутренних конфликтов в организации, что однозначно расценивается как слабость.

То,  что при этом наваляли Нестору Шуфричу и, немного поменьше, Николаю Скорику, хоть и в тренде нынешних общественных понятий, но тянет на соответствующую статью уголовного кодекса. Те, кто это делали, понимали, что им ничего не будет – как ничего не было «титушкам», разгонявшим на этом же месте митинг Евромайдана и избивавшим журналистов 19 февраля.

Побитый Нестор Шуфрич, фото "Комсомольская правда"

Своим выступлением националистические граждане, рьяно уверяющие о своей любви к Украине, невольно (или вольно?) сделали отличную картинку для российского телевидения. Репортажи в духе «Одесские правосеки грызутся между собой как пауки в банке», «УЖАС, в Одессе у власти беспредельщики, которые спят и видят, как бы кинуть в мусорный бак уважаемого депутата» и прочее в том же духе гарантированы. Мало того, голоса, осуждающие мордобитие депутатов, уже раздаются в адрес Одессы из просвещенной Европы, куда Украина так стремится.

С другой стороны, как избиение Шуфрича, так и «трэшбакетчеллендж» говорят только об одном. Цивилизованные методы политической, идеологической, экономической и общественной борьбы в нашей стране или не работают вовсе, или работают крайне неэффективно. То есть – воздействовать на гнусного взяточника, нерадивого чиновника или сепаратиста с помощью мусорника гораздо эффективнее, чем делать это по закону. Но вот почему-то главных кандидатов на люстрацию люстраторы так и не отлюстрировали: где отчет Правого сектора о засунутом в помойку Кивалове, Матвийчуке или, на худой конец, Давидченко?

Так за что борется одесский Правый сектор, если фактически они сыграли на руку России? Хотя, зная подноготную одесских украинских националистов, сторонники теории заговоров могут предположить, что они попытались нанести удар по имиджу губернатора Палицы и мэра Труханова – чтобы ускорить возвращение Гурвица на какой-нибудь руководящий пост в регионе.

В завершение. За несколько часов до попадания в мусорный бак Константин Иванов отметил на фейсбуке как понравившуюся фотографию с подписью «Правый сектор готовит контейнер для Шуфрича». Весьма показательно. Не спрашивай, как говорится, по ком звонит колокол.

Александр Вельможко