Одесский троллейбус отмечает свой 76-й день рождения (ВИДЕО)

Воскресенье , 7 ноября 2021, 16:49
Одесскому троллейбусу сегодня исполняется 76 лет. Несмотря на почтенный "пенсионный возраст, он на пенсию не собирается, а наоборот недавно значительно "помолодел". "Пассажирский Транспорт" рассказывает о троллейбусах, которые в разные годы колесили по улицам Одессы, а также о самых оригинальных троллейбусах с автономным ходом.
Одесский троллейбус отмечает свой 76-й день рождения (ВИДЕО)

Троллейбусное движение в Одессе открыли 7 ноября 1945 года, 76 лет назад. Увидеть сразу все модели подвижного состава одесских  троллейбусов можно сейчас только во время троллейбусного парада - так как некоторые модели выведены из эксплуатации и выезжают на улицы только по праздникам.

Строительство троллейбуса в Одессе было начато еще до начала Великой отечественной войны в 1940 году. В начале 1941 года в наш город были доставлены первые троллейбусы ЯТБ-4, построенные на Ярославском автомобильном заводе. Группа из 38 будущих водителей троллейбуса была направлена в Киев на учебу и стажировку. Открыть линию планировали 7 ноября 1941 года, однако этому помешало начало войны и оккупация Одессы румынскими и немецкими войсками.


Монтаж опор первой троллейбусной линии в Одессе, апрель 1941 года, Дерибасовская. Фото из архива музея КП "ОГЭТ".

Во время оккупации всю контактную сеть разобрали и вывезли в Румынию вместе с 11 троллейбусам ЯТБ-4, которые успели доставить в Одессу с завода перед началом войны. Там эти машины проработали около трех лет.

После освобождения Одессы от германских нацистов и румынских войск Антонеску, в 1944 году было принято решение о скорейшем восстановлении троллейбусного движения. После капитуляции режима Антонеску в Одессу из Румынии удалось вернуть все 11 троллейбусов, три из них, правда, потребовали ремонта, однако их восстановили в мастерских одесского трамвая.


Коллективное фото водителей одесских троллейбусов 1945 года. Из архива музея КП "ОГЭТ".

С весны 1945 года начался монтаж троллейбусной контактной сети первого в Одессе троллейбусного маршрута от железнодорожного вокзала до площади Льва Толстого.

Троллейбус ЯТБ на Пушкинской угол Греческой, 1949 г., из фонда ЦГКФФА Украины им. Пшеничного

Согласно советским традициям, запуск троллейбусного маршрута № 1 в пассажирскую эксплуатацию состоялся 7 ноября 1945 года – в 28-ю годовщину Октябрьской революции. Работу первой троллейбусной линии открывали довоенные троллейбусы ЯТБ-4. Троллейбус №1 одесского троллейбуса с 1945 года и по начало 1980-х проходил от железнодорожного вокзала по улице Пушкинской, Дерибасовской, Соборной площади и улице Льва Толстого до одноименной площади.


Троллейбус модели МТБ-82 на Пушкинской около Филармонии, 1953 г. фото Я. Таборовского из фонда ЦГКФФА Украины им. Пшеничного

Троллейбусы ЯТБ-4 с деревянными кузовами возили пассажиров в Одессе до конца 1950-х – начала 1960-х годов. В роли служебных две машины дожили даже до 1970 года.

Сразу после войны на военном авиазаводе № 82 в Тушино под Москвой начали разработку нового советского троллейбуса, который получил название МТБ-82 (московский троллейбус завода №82). Кузов троллейбуса был практически полностью унифицирован с конструкцией автобуса ЗиС, а также частично – с кузовом трамвайного вагона МТВ-82. Если троллейбусы ЯТБ-4 имели деревянный кузов, то троллейбусы МТБ-82 – цельнометаллический.


Троллейбус МТБ-82Д и дореволюционный трамвай "La Croyère" на улице Красной Армии (ныне Садовая). 1959 г. Фото из коллекции Станислава Львовского.

Первые троллейбусы МТБ-82 появились в Одессе в 1948 году, через три года после открытия троллейбусного движения. Всего таких троллейбусов в 1948-50 годах в Одессу с завода прибыло десять штук. Еще пять было в 1950 году передано из Киева. В 1952 – 59 годах в город прибыло 58 модернизированных троллейбусов МТБ-82, которые выпускал завод имени Урицкого (ЗиУ) в Энгельсе Саратовской области.


Один из троллейбусов ЗиУ-5 первой одесской партии. 1972 г. Фото из архива КП "ОГЭТ".

В начале 1960-х годов в Одессу начинаются поставки троллейбусов Киевского завода электротранспорта (КЗЭТа). В 1961-2 годах в Одессу прибыли три троллейбуса КТБ-1, которые были первой моделью «Киянок» и в тот же год в Одессу начинаются поставки новой модели троллейбуса ЗиУ-5, которые производил троллейбусный завод в Энгельсе.

"
Киянки" в троллейбусном депо Одессы. 1965 год. Фото из коллекции музея КП "ОГЭТ".

В 1964 году в самой Одессе начинается производство троллейбусов. На местный автосборочный завод из Львова и Киева передают сборку троллейбусов ЛАЗ-695Т (он же «Киев – 5ЛА») на основе кузовов львовских автобусов ЛАЗ-695. Кузова троллейбусов в Одессу поставляли из Львова, электрооборудование – из Киева. Всего таких троллейбусов, которые получили обозначение ОдАЗ-695Т, было собрано в Одессе 476 единиц. В самой Одессе осталось 35 таких машин.

В 1965 и 1967 годах в Одессу с Киевского завода электротранспорта поступило две партии троллейбусов: 20 машин «Киев – 2» и 32 машины «Киев – 4».

Троллейбус ОдАЗ-695Т во время механизированной мойки в троллдепо. Фото из газеты «Міський електротранспорт» № 24 за 12.06.1968

К сожалению, украинские троллейбусы проиграли состязание с машинами «ЗиУ-5». Троллейбусы из Энгельса, во-первых, были более просторными, а во-вторых – более надежными в эксплуатации. Первыми улицы Одессы в 1967 – 69 годах покинули местные ОдАЗы – часть из них была переделана из троллейбусов в автобусы, потом пришел черед и «Киянок» – их вывели из эксплуатации  в 1972 году.

Троллейбусы производства завода имени Урицкого надолго стают основными моделями в Одессе. Поскольку в городе имелась хорошая ремонтная база, отдельные машины проработали значительно дольше, чем было записано в паспорте машин. Для примера, троллейбус «ЗиУ-5» с инвентарным номером 291 1967 года выпуска проработал 22 года и был списан в 1989 году. Правда последние годы он уже не возил пассажиров, а работал в качестве техпомощи. Всего в Одессу было доставлено 78 троллейбусов модификации ЗиУ-5 в 1961-66 годах. В 1966 вышла новая модификация ЗиУ-5Г и в Одессу прибыло 25 таких троллейбусов. С 1969 года начинаются поставки троллейбусов ЗиУ-5Д, которых прибыло 144 машины. Их поставки продолжались до 1972 года, когда на конвейере завода в Энгельсе троллейбусы ЗиУ-5 сменила новая модель ЗиУ-9 (ЗиУ-682).

Троллейбусы ЗиУ-682 и ЗиУ-5 на Привокзальной площади в Одессе. Фото 1980-х годов.

Эпоха троллейбусов ЗиУ-682 в Одессе началась в 1972 году, когда в город прибыл первый троллейбус модели ЗиУ-682Б с номером кузова 528. Последняя поставка таких троллейбусов в Одессу произошла в 2003 году, когда город приобрел два троллейбуса модели ЗиУ-682Г-016. До сих пор на улицах Одессы можно встретить более двух десятков троллейбусов модели ЗиУ-682 в разных модификациях, часть троллейбусов в средине 2000-х прошла капитально-восстановительный ремонт с заменой кузова - фактически были построено заново под старыми документами. Если учесть неисправные машины, в троллейбусном парке насчитывается почти 100 таких машин.


Брендированный в цвета Одессы троллейбус ЗиУ-682 прошедший капитально-восстановительный ремонт в 2017 году.

В 1992 году в Одессе появились первые троллейбусы-гармошки произведенные на Южном машиностроительном заводе в Днепре. Это были машины ЮМЗ Т1, построенные на основании конструкции троллейбуса «Киев – 11» Киевского завода электротранспорта. Сейчас в Одессе насчитывается 15 таких троллейбусов. С 1996 года с «Южмаша» поставляются односекционные троллейбусы ЮМЗ Т2. Еще часть троллейбусов этой модели переделаны из двухсекционных троллейбусов ЮМЗ Т1 с «ампутацией» прицепа. На данный момент все сочлененные троллейбус ЮМЗ Т1 выведены из эксплуатации, но несколько машин сохраняются исправными и участвуют в праздничных мероприятиях.


Троллейбус ЮМЗ Т1 в Одессе на улице Канатной. 2018 г.

Интересный факт – хотя в 2000-х годах основным поставщиком троллейбусов в Украине был Львовский автобусный завод, ни одна его машина никогда не работала в Одессе.

Первыми низкопольными троллейбусами Одессы стали российские троллейбусы модели ТролЗА-5265.00 "Мегаполис", которые прибыли в город в мае 2009 года. Всего на заводе в Энгельсе было закуплено 16 таких машин, каждая из которых обошлась в 348 тысяч евро.


ТролЗА-5265.00 "Мегаполис", первые низкопольные троллейбусы в Одессе. Фото 2017 г.

В "полку" низкопольных троллейбусов прибыло в 2012 году, когда в чешском городе Градец-Кралове было закуплено пять троллейбусов "Škoda 21Tr". Вместе с ними в город прибыли и восемь чешских троллейбусов более старой модели "Škoda 14Tr". Несмотря на свой значительный возраст, даже "Škoda 14Tr" (а ее серийный выпуск начали в самом начале 1980-х годов) может дать фору украинскому троллейбусу ЮМЗ Т2, спроектированному намного позднее. Всего в Одессе есть 8 троллейбусов "Škoda 14Tr", 5 - "Škoda 21Tr", а также 41 троллейбус ЮМЗ в "одиночной" и сочлененной версиях - но часть из них в ремонте.

Что до троллейбуса "Škoda 21Tr", то в сентябре этого года КП "Одесэлектротранс" установило на такой троллейбус оборудование для автономного хода и он стал электробусом с зарядкой от контактной сети. К сентябрю 2021 года были модернизированы таким же образом еще две машины, в ноябре ожидается завершение модернизации четвертой, и к началу 2022 года - пятой.

Троллейбусы с автономным ходом запущены на маршрут №15, который ходит от железнодорожного вокзала через центр и улицу Балковскую до улицы Корнюшина - где разворачивается под путепроводом "Поездной",

В 2016 году парк низкопольных троллейбусов в Одессе пополнился 10 новыми троллейбусами "Богдан Т701.17", выпущенными на Луцком автосборочном заводе. Это была первая партия отечественных низкопольных машин, которую приобрели в Одессе.

С сентября 2017 года на протяжении года в Одессу поставлялись новые низкопольные троллейбусы белорусского производства завода "Белкомунмаш" 321-й модели. Эти троллейбусы были приобретены за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития. Одесса стала первым городом в Украине, который полностью реализовал кредитную программу ЕБРР на поставку троллейбусов. Всего их имеется 47 единиц.

Но затем, в период 2019-2021 гг. поставки троллейбусов в Одессу прекратились. На осень 2021 года троллейбусное хозяйство Одессы имеет на балансе 173 троллейбуса, из которых исправны примерно 105 машин. Для сравнения, осенью 2018 года, сразу после поступления большинства белорусских троллейбусов, имелось 216 троллейбусов, из которых в рабочем состоянии тогда было 120 машин.

На линию же выходит около 90-95 "рогатых", что связано в первую очередь с недостатком водителей. Одесса – один из немногих городов Украины, где основу выпуска с недавних пор составляют именно низкопольные современные троллейбусы. Из всего троллейбусного парка  – 72 низкопольные.

Старые троллейбусы ждет различная участь – те машины, которые лучше всего сохранились восстанавливают, а машины в плохом техническом состоянии понемногу списывают и утилизируют.

comments powered by HyperComments