Как устроен электротранспорт Винницы и чем он отличается от Одессы (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Воскресенье , 8 августа 2021, 15:35
Винница постоянно делит с Одессой лидерство по эффективности работы городского электротранспорта. Давайте разберемся, что представляет собой общественный транспорт Винницы и ее трамваи и троллейбусы.
Как устроен электротранспорт Винницы и чем он отличается от Одессы (ФОТО, ВИДЕО)

Винница - областной центр на берегах Южного Буга с населением около 370-380 тысяч человек. Городской электротранспорт представлен 6 маршрутами трамвая и 19 маршрутами троллейбуса. В рабочие дни на линии работают 77 трамваев и 130-132 троллейбуса. Таким образом, всего работает 207-210 единиц электротранспорта, что составляет примерно 1 трамвай или троллейбус на 1800 человек. Также есть муниципальные автобусы.

Для сравнения - в Одессе работает на маршрутах ежедневно около 130-140 трамваев и 90-95 троллейбусов. При населении города в миллион человек это дает 1 единицу электротранспорта на 4200-4300 человек. Муниципальных автобусов нет.

В нашем видеосюжете можно увидеть движение винницких трамваев - на кольце у вокзала, на линии по улице Батогской, около Службы пути, на Центральном мосту через Южный Буг и на улице Соборной. 


 

Стоимость проезда

Стоимость проезда в городском электротранспорте Винницы с 1 августа составляет 8 гривен. до этого было 4 гривны. Возможности оплаты наличными нет, действует система электронного билета со специальными карточками, в том числе с опциями различных проездных билетов. Это делает стоимость одной поездки более дешевой. Также можно оплатить проезд разовым билетом через СМС или через мобильное приложение "Приват24", что актуально для гостей города. Признаемся - через СМС неудобно, а через "Приват24" неплохо. Возможность оплатить проезд напрямую банковской картой или смартфоном с NFC заявлена, и, по информации многих гостей города и местных жителей, работает. В нашем случае эта функция в нескольких трамваях не работала.

Для сравнения. В Одессе стоимость разовых билетов составляет 5 гривен, если покупать проездные - то поездки обходятся значительно дешевле. Продолжает массово использоваться наличный расчет - как кондуктору, так и водителю. Однако, во всех одесских трамваях уже можно оплачивать проезд через мобильное приложение "Транспод", если к нему предварительно привязать банковскую карту. Используется технология защищенного Bluetooth.

Также в Виннице начинают тестирование системы онлайн-отслеживания движения электротранспорта по GPS. Эти данным можно будет смотреть в мобильном приложении, также на их основе на некоторых остановках работают электронные табло. Подобная система давно работает в Одессе - с упомянутым приложением "Транспод", также на некоторых остановках стоят электронные табло.


 

Трамвай. Маршруты.

Сеть трамвайных линий Винницы напоминает "вилку" с тремя зубьями. Основная линия трамвая начинается у железнодорожного вокзала, проходит через Центральный мост и главную улицу города - Соборную. После чего на площади Гагарина она разветвляется на три линии с конечными станциями на Барском Шоссе, жилмассиве Вишенка и районе Электросеть. В 2014 году конечные Барское Шоссе и Вишенка были соединены новой линией - и это один из немногих примеров строительства новой линии трамвая в современной Украине. Это позволило реорганизовать часть маршрутов. В итоге, три маршрута связывают железнодорожный вокзал с тремя основными конечными, и на них выходит суммарно 60 вагонов. А еще три маршрута - в разных вариантах между другими конечными станциями с общим выпуском в 17 вагонов. 


Подвижной состав трамваев Винницы насчитывает 131 вагон, но только 88 из них задействованы в перевозках. Большинство вагонов - подержанные швейцарские трамваи, которые передали бесплатно из города-побратима Винницы Цюриха. Сначала в 2007-2008 гг. город получил партию одиночных моторных и прицепных вагонов серии "Karpfen", затем в 2010-2011 гг. - вторую партию трехсекционных вагонов "Mirage".  

Больше всего - 75 вагонов - швейцарского производства, трехсекционных модели "Be 4/6 Mirage" 1966-1968 гг. выпуска, которые были получены в 2010-2011 гг. Почти все они постоянно работают на маршрутах, за исключением тех вагонов, которые находятся на ремонте - плановом или после ДТП. 

Другие швейцарские трамваи - 14 одиночных вагонов "Be 4/4 Karpfen", из которых 1 почти сразу стал источником запчастей для других вагонов. 3 вагона в 2020 году переоборудовали в служебные. А из оставшихся 10 перевозят пассажиров эпизодически 3-4 вагона - или как резервные, или в выходные дни, когда пассажиропоток меньше. 

Также есть три вариации прицепных вагонов к швейцарским трамваям. Все они сейчас не эксплуатируются. Это 13 прицепных безмоторных вагонов, которые использовались вместе с трамваями "Karpfen". Вместе с партией вагонов "Mirage" к ним было "добавлено" 10 одиночных прицепных вагонов, которые в Виннице никогда не использовались на маршрутах, а также три трехсекционных вагона с моторами и электрооборудованием, но без кабины управления. Они также никогда не работали на маршрутах, но в одном из них к юбилею винницкого трамвая открыли историческую фотовыставку.

В советское время парк трамваев Винницы состоял из вагонов "Татра-Т4" (версия вагонов "Татра-Т3" с меньшей шириной корпуса под узкую колею) и "Татра-КТ4" (узкогабаритный двухсекционный вагон). Из более чем 120 чешских трамваев сейчас на маршрутах можно увидеть только 2-3 вагона модели "Татра-КТ4".

Вагонов "Татра-КТ4" осталось 11 единиц, из них продолжают работать 2 вагона, которые капитально модернизировали в середине 2000-х с установкой электронной системы управления. Еще один - служебный, и два вагона эпизодически работают как учебные или выходят на маршрут в виде резерва, а еще один - отреставрирован в качестве музейного. Остальные - стоят в законсервированном виде в депо или службе пути.

Из трамваев "Татра-Т4" остались один служебный вагон и один, сохраненный в качестве действующего музейного экспоната. Все остальные списаны. 

Отдельно стоит упомянуть трамваи под брендом "VinVay", которые позиционируются как собственное местное производство. Это делает их аналогичными одесским трамваям "Каштан", "Одиссей" и "Одиссей-Макс".

Первым в 2015 году стал вагон №224, ставший результатом модернизации старого вагона "Татра-КТ4" с установкой электронной системы управления и измененным дизайном.

За ним в 2016-2018 гг. последовали 4 трехсекционных вагона с частично низкопольной второй секцией. Их получали методом "вставки" новой секции с частично низким уровнем пола на двух "татровских" ходовых тележках между двумя старыми секциями "Татры-КТ4". Таким образом, получился трамвай общей длиной 31 метр с тремя секциями и четырьмя тележками. В средней секции сделана низкопольная "вставка" между тележками. Несмотря на современный внешний вид и новое электрооборудование, называть такой трамвай полностью новым нельзя. 

В 2016-2018 гг. также изготовили 5 односекционных трамваев "VinVay", которые по документам оформлены как модернизация вагонов "Татра-Т4". По сути, это та же частично низкопольная секция для трехсекционных "VinVay", но имеющая кабину управления, переднюю и заднюю маски - попросту, изготовленная как одиночный вагон длиной 16 метров. 

Также есть музейные и ретро-трамваи. Это действующий двухосный трамвай "Гота", полученный из Евпатории в 2013 году "в обмен" на трамвай "Татра-КТ4", а также изготовленный на базе "Готы" еще в 1980-х бутафорский, но зато действующий ретро-вагон. Еще один псевдо-ретро-вагон стоит в качестве памятника около трамвайного депо - его изготовили в 2003 году как реплику работавших в Виннице в начале ХХ века вагонов "MAN". Также в качестве музейных сохранены по одной единице вагонов "Татра-Т4", "Татра-КТ", и один из швейцарских трехсекционных бескабинных вагонов. Они принимают участие в различных городских мероприятиях. 


 

Троллейбус. Маршруты

Троллейбусных маршрутов намного больше, и они территориально охватывают значительно большую площадь города. При этом 4 маршрута - №3, №5, №6 и №10 являются наиболее загруженными, выпуск на них составляет по 10 и более машин. На остальных маршрутах выпуск от 1 до 7 машин. При этом есть три маршрута с литерой "А", которые представляют собой удлиненные версии обычных маршрутов - но их обслуживают троллейбусы с автономным ходом от аккумуляторов, и они часть пути преодолевают без контактной сети.


 

Троллейбус. Подвижной состав

Троллейбусный парк Винницы насчитывает 167 машин, из которых 153 исправны и задействованы в пассажирских перевозках. При этом более двух третей подвижного состава - еще советского призводства.

Больше всего, 111 машин - это советские троллейбусы модели "ЗиУ-682" разных модификаций, выпущенные в период 1980-1993 года. Самому новому из них исполняется 28 лет при нормативном сроке службы таких троллейбусов в 10 лет. Однако, подавляющее большинство советских троллейбусов прошли капитально-восстановительный ремонт в период 2010-2015 гг. и вполне могут прослужить еще 5-10 лет.

В 2007 году закупили 5 украинских низкопольных троллейбусов "ЛАЗ-Е183", сейчас из них исправны 3 машины. Все 5 троллейбусов прошли капитальный ремонт в 2016-2018 гг.

В 2014 году в Винницу закупили сразу 40 низкопольных троллейбусов "Богдан-Т701.17". Все они сейчас работают на линиях.

С 2019 году в Виннице началась сборка троллейбусов под маркой "VinLine", которые также продает киевская компания "Политехносервис". По сути, это белорусский автобусный кузов "МАЗ-203", с электрооборудованием "Политехносервиса", в том числе с аккумуляторами для автономного хода до 20 километров и измененным дизайном. Эти троллейбусы под маркой "PTS-12" для Винницы проходят финальную сборку в винницком троллейбусном депо, для Харькова и других городах организована сборочная линия в Броварах. Сейчас в Виннице имеется уже 9 таких троллейбусов, они обслуживают, в первую очередь, три маршрута с использованием автономного хода.


 

Автобус

В КП "Винницкая транспортная компания" также имеется внушительный парк муниципальных автобусов. Они используются на маршрутах в те районы, которые не охвачены электротранспортом. Всего имеется 67 автобусов, 61 из которых задействован в перевозках.

Большинство из них, 50 единиц, - это 12-метровые автобусы большой вместимости модели "Богдан-А701" трех разных модификаций 2011-2014 гг. выпуска. Срок их службы (10 лет) уже или истекает, или истечет через 2-3 года.

Также есть 8 автобусов большой вместимости "ЛАЗ-А183" двух модификаций 2008-2009 гг. выпуска, которые прошли ремонт и продолжают, в основном, эксплуатироваться, несмотря на возраст более 10 лет.

Для обслуживания маршрутов с малым пассажиропотоком в Виннице в 2015 г. закупили 8 автобусов малой вместимости "Ataman A092G6".

Кроме того, в 2018 году после испытаний по разным городам Украины в "Винницкой транспортной компании" оказался электробус "Skywell NJL6129" в единственном экземпляре - очевидно, был выкуплен по сходной цене выставочный экземлпяр.


 

Планы

В настоящее время в Виннице планируют построить новую линию трамвая по проспекту Коцюбинского - это даст более короткую связь железнодорожного вокзала с центром города, чем по ныне существующим линиям. Однако, сначала планируется отремонтировать линию трамвая по улице Батогской, на что уже объявлен тендер на 179 миллионов гривен. Эта линия проходит сразу от конечной у железнодорожного вокзала. Такое сочетание планов выглядит странным - так как ремонт на Батогской означает прекращение движения трамваев к вокзалу на несколько недель или месяцев. И с этой точки зрения строительство линии по проспекту Коцюбинского в первую очередь выглядит более оправданным. 

На 2022 год планируется поступление партии из более чем сотни швейцарских трамваев - подержанных двухсекционных вагонов из Цюриха, выпущенных в 1980-е гг. Это позволит, с одной стороны, вывести из эксплуатации нынешние самые старые швейцарские трамваи "Karpfen", а с другой - дать потенциал подвижного состава для строительства новых линий трамвая в тех районах, которые не охвачены электротранспортом. В перспективе строительства линии по проспекту Коцюбинского это дает возможность как усилить действующие маршруты к вокзалу, так и дублировать их еще и по старой линии по улицам Стрелецкой и Академика Янгеля.

Также в планах - постепенное расширение сети "автономных" маршрутов троллейбуса по мере сборки новых троллейбусов с автономным ходом.


 

В целом, Винница выигрывает у Одессы по критерию обеспеченности электротранспортом на количество населения. Винница проигрывает Одессе по стоимости проезда - но при этом вырвалась вперед за счет внедрения электронного билета.

Общий "возраст" трамвайного парка Винницы серьезно уступает Одессе - так как в Виннице основную массу подвижного состава составляют вагоны 1960-х гг., а в Одессе - или капитально модернизированные вагоны 1980-х, или новые. Также в Одессе больше частично низкопольных трамваев - 27 против 9.

Одесские троллейбусы, в целом, новее - так как в Одессе советские "ЗиУ" почти все выведены из эксплуатации, но при этом в общем в Одессе троллейбусов меньше на маршрутах, чем в Виннице. Но низкопольных троллейбусов в Одессе больше - 73 (+ еще 5 "Шкод-21тр") против 54 в Виннице.


 

comments powered by HyperComments