Старую Одессу и трамваи показали на фото 1959 года

Воскресенье , 28 марта 2021, 19:39
Показываем, как выглядели Одесса и ее транспорт в мае 1959 года, когда наш город посетил известный американский транспортник голландского происхождения Рэймонд Дегроот.
Старую Одессу и трамваи показали на фото 1959 года

Многим любителям истории Одессы и истории одесского транспорта встречали уникальные цветные фото Одессы с трамваями - центр города, районы Куликового поля, Большого Фонтана и Дачи Ковалевского. Их автором является Рэй Дегроот (Ray Degroote) - известнейший историк, фотограф, популяризатор и просто любитель городского электротранспорта, живущий в Чикаго. 

Рэймонд Дегроот (иногда его фамилию голландского происхождения пишут как Де Гроот, Дегруте и т.п.) родился в 1930 году и c начала 1950-х фактически всю жизнь посвятил изучению городского транспорта по всему миру, являясь сотрудником музея транспорта штата Иллинойс. Весной-летом 1959 года Дегроот вместе с группой других туристов посетил СССР, где побывал в Одессе, Киеве, Москве и ряде других городов - фактически сразу после снятия запрета на посещение Советского Союза иностранными туристами. Затем он бывал в Украине во второй половине 1990-х и в 2001 году - но уже не фотографировал.

В Одессе Рэй Дегроот побывал в мае 1959 года. Он запечатлел одесские трамваи, по сути, всего в четырех местах. Несмотря на это, мы можем видеть разнообразие типов одесского трамвая того времени, от старых бельгийских вагонов самого начала ХХ века до новейших на тот момент МТВ-82. Мы можем видеть жизнь Одессы в цвете, обратить внимание на некоторые детали архитектуры, быта одесситов, качества городской застройки. Это делает их ценнейшим источником для изучения Одессы того времени. Все фотографии неоднократно публиковались, на первоначальной основе из фотоколлекции эстонского любителя транспорта Ааре Оландера.

Эти и другие снимки мы показывали в видеосюжете о старых трамваях Одессы глазами иностранцев.

Больше снимков всего Рэй Дегроот оставил с улицы Греческой. На тот момент она сохраняла "колорит" начала ХХ века, несмотря на более современные, но крайне редкие автомобили. Здесь, по одной из немногих уцелевших на тот момент узкоколейных линий, шли маршруты №1 и №23, которые обслуживались старыми четырехосными и двухосными вагонами еще бельгийского производства. 

"Четырехосники", называемые одесситами "Пульман", по аналогии с пассажирскими железнодорожными вагонами, ходили тогда по маршруту №23 - от Куликова поля через Канатную и Греческую (Свердлова и Карла Либкнехта), Греческую площадь, Садовую, мимо Нового рынка и по Коблевской до кольца на улице Пастера у инфекционной больницы.

Тут были как вагоны, которые прошли "частичную" модернизацию еще до войны - их сделали односторонними - с одной кабиной управления и дверьми только по правому борту.

Так и вагоны, которые прошли более обширную модернизацию - с установкой на старую раму уже в 1950-е нового кузова, стилистически напоминающего американские трамваи и советских МТВ-82.

Попался ему в объектив и уникальный одесский трамвай-"Пульман", построенный силами мастерских Одесского трамвайного треста в начале 1930-х на базе рамы открытого прицепного вагона - он получил номер 424.

Уже с осени 1959 года все остававшиеся в Одессе четырехосные бельгийские вагоны были переоборудованы под широкую колею - и были переведены на Большой Фонтан. 

По маршруту №1 тогда ходили такие же старые, но двухосные бельгийские вагоны с прицепными вагончиками. 

Их Рэй Дегроот массово сфотогафировал также на конечной станции на Куликовом поле. 

Часть из них прошла модернизацию в 1930-1940-е гг - их сделали односторонними, а на некоторых вагонах устроили пневматические двери.

Другие же вагоны в 1950-х прошли капитальную модернизацию - также с установкой нового кузова на старую раму в "американском" стиле. 

Также на Куликовом поле (площади Октябрьской революции) он сфотографировал сочетание новеньких на тот момент четырехосных вагонов МТВ-83 с открытыми прицепными бельгийскими вагонами.

Поездка в таком открытом вагоне летом на Фонтан осталась одним из наиболее колоритных воспоминаний старых одесситов. 

Уже на 16-й станции Фонтана, на существовавшем до середины 1970-х однопутном разворотном кольце Рэй Дегроот сфотографировал двухвагонный трамвай КТМ-1 - состав из моторного и прицепного вагонов. До нашего времени сохранился один из таких вагонов, восстановленный в 2013 году и стоящий сейчас в одесском музее электротранспорта. Еще один КТМ-1, но уже в виде целого состава с прицепным вагоном, есть в Москве.

Как раз с апреля 1959 по 1960 год линия трамвая №19 от 16-й станции Фонтана и до Дачи Ковалевского оказалась "отрезанной". На тот момент она еще оставалась с узкой колеей 1000 мм, тогда как основную линию от Куликова поля до 16-й станции уже перестроили на стандартную колею 1524 мм. На линии 19-го тогда оставили три старых бельгийских вагончика "тяни-толкая", два из которых ходили по маршруту, а третий - оставался на всякий случай. Рэй Дегроот сфотографировал их все. 

Вот разъезд на однопутной линии у монастыря.

Тупиковая конечная на Даче Ковалевского. Обратите внимание на почти полное отсутствие частной застройки в этом ныне элитном районе. 

И трамвай на старом мостике через Рыбачью Балку. 

Также автор побывал в районе Старосенной площади (тогда сквер 9-го Января). Здесь был запечатлен один из трех попавших в Одессу двухосных трамваев "киевского" типа 2М - они уже тогда были служебными.

И завершаем нашу фотопрогулку мы на кольце на улице Пастера около инфекционной больницы. Здесь в момент съемки скопилось несколько трамваев 23-го маршрута. Видно поворот с конечной остановки направо, на улицу Пастера. А нынешнего "хрущевского" пятиэтажного здания на углу Пастера и Новосельского еще нет даже в проекте.

 

comments powered by HyperComments