В Одессе запустят в апреле трамвай на Большой Фонтан (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Четверг , 25 марта 2021, 16:40
Показываем, как происходит реконструкция трамвайной конечной на 16-й станции Фонтана в Одессе: трамвай сюда вернется в апреле.
В Одессе запустят в апреле трамвай на Большой Фонтан (ФОТО, ВИДЕО)

Мы сейчас - на 16-й станции Большого Фонтана в Одессе и смотрим на реконструкцию трамвайной конечной. Трамвайное движение по 18-му маршруту обещают запустить в апреле этого, 2021-го, года по временной схеме с разворотом на "треугольнике". Заодно мы посмотрим также на линию 19-го трамвая и полетаем сверху на квадрокоптере.

Подробности - в видеосюжете.

Трамвай на Большой Фонтан не ходит с сентября 2020 года - и маршрут №18 на 16-ю станцию, и маршрут №19 от 16-й станции до Дачи Ковалевского и мемориала 411-й береговой батареи. Дело в том, что на 16-й станции полностью реконструируют разворотное кольцо трамваев.

Необходимость этого возникла еще в середине 2000-х, когда здесь компания "Прогресс-Строй" начала возводить огромный жилой комплекс из трех высоток. Пути разворотного кольца с конечной остановкой проходили как раз между двумя жилыми домами. Тогда, больше 10 лет назад, даже ходили слухи, что ради этой стройки трамвайную линию на Фонтане вообще "укоротят" до 11-й станции. Затем, правда, в 2009-2011 гг. были вложены колоссальные средства в реконструкцию линии трамвая от 9-й до 12-й станции Фонтана - и закрывать ее стало нерационально. Тем более, что строительство высоток в 2009 г. остановилось - из-за экономического кризиса застройщик обанкротился. В результате все оставили как есть.

Но пару лет назад у долгостроя появился новый застройщик - и жилой комплекс сейчас уже почти закончен. Параллельно застройщик оплатил реконструкцию всего трамвайного кольца. Был найден разумный компромисс - и по новому проекту кольцо будет не проходить между домами, а охватывать все три высотки полностью.

Это обходится в 16 миллионов гривен - за счет застройщика, то есть, - покупателей квартир. Деньги регулярно перечисляются на счета городского коммунального предприятия "Одесгорэлектротранс", а затем работы проводит подрядчик - фирма "Колійник К".

Реконструкция началась в сентябре прошлого года. С того времени 18-й и 19-й трамваи не ходят. Пассажиров обслуживает временный автобус №18Т, который ходит от 11-й станции Фонтана до 16-й. Одного маленького автобуса вполне хватает, чтобы перевезти всех желающих - так как в зимний сезон пассажиропоток на Большом Фонтане минимальный.

Всю осень и зиму работы шли не слишком быстро. Сказывались неблагоприятные погодные условия и зависимость от процесса достройки высоток и прокладки к ним коммуникаций. Поэтому на сегодняшний день готов лишь въезд на новое кольцо и еще до ста метров путей с будущей конечной остановкой. 

Здесь даже устроен второй обгонный путь. Но он слишком короткий - его хватит на один одиночный вагон, не более. Состав из двух обычных вагонов или трехсекционный трамвай вроде "Одиссей-Макса" здесь, конечно, сможет выполнять перевозки, но выполнять маневры на обгонном пути или пропустить вперед другой вагон он уже не сможет.

Учитывая, что с весны, когда начнется пляжный сезон, поток людей на Фонтане резко возрастет, трамвай решили запустить уже в апреле 2021-го года. Пока - по временной схеме. 

Разворот трамваев будет не по кольцу, а на путевом треугольнике. Выглядит это так.

Сначала трамвай заезжает на тупиковый путь въезда на будущее кольцо. 

Затем задним ходом разворачивается по боковому пути (который изначально предназначен для 19-го маршрута) на конечную.

И после этого берет пассажиров, затем направляется далее по маршруту в сторону Куликового поля.

Схема разворота по путевому треугольнику для Одессы не новая. Такой треугольник существовал много лет на улице Софиевской около Художественного музея в переулке Ляпунова - и изредка использовался. Весной 2017 года несколько недель точно так же разворачивались на Тираспольской площади трамваи 15-го и 21-го маршрутов во время реконструкции Тираспольской площади. Раньше, с 1948 по 1968 год так разворачивался 10-й трамвай на Ближних Мельницах.

Во многих городах, где эксплуатируются обычные односторонние трамваи с выходом только на правую сторону вагона, такая схема зачастую действует, если нет достаточно места для организации полноценного кольца, или во время различных ремонтов. И летом 2020 года, когда только был одобрен проект реконструкции кольца на 16-й станции Фонтана, мы предлагали такую схему разворота 18-го трамвая для того, чтобы свести к минимуму время полного закрытия движения и неудобства для пассажиров - сейчас будет использована именно эта рекомендация. Поэтому очень удивительно, что председатель постоянной депутатской комиссии горсовета, имеющий репутацию урбаниста, Петр Обухов, рассказывает о подобной схеме как о каком-то необычайном новшестве.

Тем временем, пока трамваи 18-го маршрута будут разворачиваться на треугольнике, подрядчик спокойно завершит работы по строительству нового кольца. Это позволит затем запустить 19-й трамвай.

На однопутной линии 19-го трамвая по Даче Ковалевского на участке от 16-й станции Фонтана до улицы Долгой сняли контактную сеть - чтобы ее не украли. Охотники за цветным металлом ухитряются красть провода даже под напряжением в 600 вольт. 

Нынешний столь длительный перерыв в движении 19-го трамвая было бы очень рационально использовать для ремонта двух мостов над Рыбачьей Балкой. 

Трамвайные пути занесены мусором и грунтом, перед запуском надо будет провести большую работу по их расчистке.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook и вступайте в сообщество в Viber

comments powered by HyperComments