Новые трамваи по европейским тендерам в Одессе: цена вопроса

Четверг , 11 февраля 2021, 10:22
В конце декабря в Одессе отменили тендер Европейского инвестиционного банка на закупку в кредит 14 новых низкопольных трамваев. В начале 2021 года должен состояться повторный тендер. А пока что мы публикуем подробности первой попытки закупки в Одессу трамваев по европейскому стандарту.
Новые трамваи по европейским тендерам в Одессе: цена вопроса

В Одессе пытаются закупить новые низкопольные многосекционные трамваи по кредиту Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) , который выдается городу в рамках государственного проекта "Городской общественный транспорт" под государственные гарантии.

Сумма кредита составляет 20 миллионов евро сроком на 20 лет под 2% годовых - это очень выгодная процентная ставка, которая в некоторых случаях может даже опережать темпы инфляции иностранной валюты. Однако в итоговую стоимость новых трамваев входят, помимо общей суммы кредита, также НДС (20% суммы закупки) и хоть какое-то софинансирование на уровне городского бюджета.

Кредитный договор был утвержден на сессии Одесского горсовета 30 октября 2019 г. Сумма кредита - до 20 миллионов евро, сроком до 20 лет под 2% годовых под государственные гарантии. Кредит выдается в рамках принятой еще осенью 2016 года правительственной программы "Городской электрический транспорт", которую "обновили" осенью-зимой 2020 года.

В 2020 году была проведена первая попытка тендера на данный кредит. Тендер объявили еще весной 2020 года, затем несколько раз переносили сроки подачи документов для потенциальных участников, затем стали известны потенциальные желающие продать в Одессу трамваи. Закончилось все тем, что через несколько дней после подписания соглашения между Правительством Украины и ЕИБ о начале второго этапа проекта "Городской общественный транспорт" данный тендер отменили во второй половине декабря 2020 года. Официальной причиной отмены, озвученной городскими властями Одессы, стало, якобы, отсутствие полного пакета документов, который участники тендера должны были подать в установленные сроки. Следует заметить, что, в отличие от предусмотренной законодательством Украины процедуры государственных и муниципальных закупок за бюджетные средства в системе Prozorro, когда буквально каждое "движение" заказчика и поставщиков прозрачны, данная процедура выглядит иначе. Основной принцип тендеров, проводимых европейскими банками для городов Украины - "банк дает деньги - банк устанавливает свои правила". Поэтому достоверно убедиться в причине отмены и проверить какие документы и у кого из участников отсутствовали невозможно

Повторный тендер обещали провести в феврале-марте 2021 года. 

Тем временем, рассказываем, какие компании и с какими ценовыми предложениями участвовали в предыдущем, отмененном тендере. Всего там заявились три производителя - либо самостоятельно, либо в консорциуме с другими компаниями для создания необходимой по условиям банка финансовой состоятельности.

Самым дорогим оказалось предложение китайской государственной корпорации "CRRC" в лице компании "CRRC Dalian Co LTD", расположенной в городе Далянь (в начале ХХ века - Дальний в составе Российской империи). Данная компания предложила 14 трамваев за 32 миллиона 931,9 тысяч евро или примерно по 2 миллиона 35 тысяч евро за один трамвай. К этой цене стоит еще добавить стоимость налогов и растаможивания. 

На втором месте по цене оказалось предложение концерна "Электрон" - за 14 трамваев (скорее всего - пятисекционных, таких же, как в Киеве), здесь хотели 24 миллиона 247,4 тысячи евро - или по 1 миллион 732 тысячи евро за один трамвай (без НДС). 

Предложение одесского производителя "Татра-Юг"оказалось самым выгодным - 14 трамваев были предложены за 16 миллионов 641,2 тысячи евро или по 1,19 миллиона евро за один трамвай. Скорее всего, речь идет о модели трамвая "Татра-Юг-К1Т306", которая сейчас проходит заводские испытания и с которой компания уже выиграла тендер ЕИБ на поставку 20 вагонов в Киев в конце ноября прошлого года. 

Если сравнить цены украинских поставщиков на тендерах Европейского Инвестиционного Банка, то мы видим, что, без учета НДС, "Татра-Юг" предлагает трамваи в Одессу чуть дешевле, чем в Киев (там было 1,229 млн. евро за вагон). Как и предложение "Электрона" за свой такой же вагон по тендеру для Киева (1,77 млн. евро). Примечательно, что в родной для "Электрона" Львов, где они были единственным участником тендера, цена за вагон составила почти в 1,9 миллиона евро.

Следует заметить, что украинские производители трамваев на международных тендерах европейских банков вынуждены выступать в консорциумах или иных совместных формах сотрудничества с другими компаниями - так как условия закупок предполагают наличие достаточно большой истории поставок и финансовой состоятельности за последние несколько лет. Вместе с тем, рынок новых трамваев в Украине оказался весьма ограниченным - так как закупку современной техники европейского уровня смог позволить себе только Киев, закупив 50 польских низкопольных трамваев "Песа-71-414К", 10 вагонов "Электрон-Т5В64" с 2015 года, подписан контракт на 10 трамваев «Татра-Юг» в 2018 году. Интересно, что "Электрон" не справился с выполнением своих обязательств по договору поставки и КП "Киевпастранс" в конце 2020 года было вынуждено обратиться в суд для возврата выплаченного аванса в размере 35 млн грн. Другие города, и Одесса в том числе, вместо этого избрали путь покупки подержанных трамваев или самостоятельной сборки частично низкопольных вагонов под видом модернизации старых трамваев.

Кроме того, по правилам ЕИБа квалификационные требования должны допустить максимальную конкуренцию и справедливый допуск к участию всех заинтересованных производителей.

comments powered by HyperComments