Трамвайные депо Одессы: история и современность (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Понедельник , 18 мая 2020, 12:12
Мы полетали над всеми тремя трамвайными депо Одессы - двумя действующими и одному "ремонтно-музейному". Все они - памятники промышленной архитектуры более чем столетней давности.
Трамвайные депо Одессы: история и современность (ФОТО, ВИДЕО)

Большую часть всего времени с момента запуска в Одессе полноценного трамвая, его обслуживали три трамвайных депо. Проще всего "разбираться" с ними - по их локациям. Первое находится на улице Водопроводной, второе - на Слободке, третье на Алексеевской площади. В настоящее время маршруты обслуживают только два депо, - №1 на Водопроводной, и №2 на Слободке. Третье же превращено в мастерские по ремонту трамваев и троллейбусов, в которых даже собирают новые трамваи типов "Каштан", "Одиссей" и "Одиссей-Макс". Также в нем находится музей электротранспорта Одессы.

Наш видеоролик о трех трамвайных депо можно, в шутку, назвать "времена года" по времени съемки. Весной мы летали над депо на Водопроводной, летом - над мастерскими-музеем на Алексеевской площади, а осенью - над депо на Слободке. 

Депо на Алексеевской площади прекратило обслуживание маршрутов в 1997 году, в нем остались только служебные вагоны. Были даже времена, когда всю трамвайную систему Одессы обслуживало только одно депо - депо на улице Водопроводной. Первый такой период был в годы немецко-румынской оккупации - с конца 1941 по апрель 1944-го. Второй - с ноября 2012 по ноябрь 2014 гг,. 


 

Депо на Водопроводной

Транспортная история улицы Водопроводной тянется еще с 1880 года, когда здесь расположилось депо конки. В 1910-1912 гг. проходила реконструкция "коночного" депо в трамвайное. Старые сараи для вагонов конки (скорее всего - деревянные) разобрали. На их месте построили к 1912 году целый комплекс из, собственно, депо на четыре вагонных бокса, по четыре пути в каждом, ремонтных мастерских, электроподстанции и административного здания. Депо, мастерские и подстанцию проектировал и строил архитектор Лев Влодек. А административный и бытовой корпус проектировал и строил архитектор Адольф Минкус. Кстати, по их же типовым проектам в то же время построили и два других депо - на Слободке и Алексеевской площади.


Подробнее: полет над трамвайным депо №1 и Старосенной площадью


Уже в 1912 году депо было готово, названо "Ришельевским" и вовсю начало работать. Название "Ришельевского" оно получило не просто так, а из-за того, что улица Ришельевская плавно переходила в улицу Водопроводную как раз около депо, напротив Старосенной площади. В 1919-1921 гг., так как весь трамвай в Одессе не работал, депо также стояло без дела. Лишь с декабря 1921 г. начинается медленное и поэтапное возобновление движения - по мере работы электростанции и ремонта вагонов запускали один маршрут за другим.


Комплекс трамвайного депо №1. В центре - вагонные боксы, 4 старых, 1, более короткий - постройки 1930-х гг. Слева от них - строения вагоноремонтных мастерских, подстанции и админкорпуса. В левой части кадра - от улицы Водопроводной уходит тупиковый Ватманский переулок. В правой части кадра - улица Новощепной Ряд, между ней и трамвайным депо когда-то был еще один переулок, именовавшийся "Трамвайным", на месте которого сейчас пути депо. В верхней части кадра между зоопарком и боксами - хозяйственный двор депо.

В 1924 году, сразу после смерти "вождя мирового пролетариата", депо получает имя В.И. Ленина.


Панорама трамвайного депо №1 со стороны Новощепного Ряда. Наглядно видно, насколько короче остальных бокс №5.

В середине 1930-х депо переживает первую серьезную реконструкцию, связанную с началом перестройки линий трамвая с узкой (1000 мм) колеи на широкую (1524 мм) колею - этот процесс растянулся почти на 40 лет. В 1933 год проложили первую пару ширококолейных путей, в конце 1933 года получили первые 10 прицепных вагонов "М", затем в начале 1934-го - 10 моторных вагонов "Х", которые с 1934 г. пошли по первой широколейной линии от Херсонского сквера по Преображенской, Водопроводной и до Люстдорфа. В 1935 году депо расширили территориально - за счет расположенного между депо и Новощепным Рядом Трамвайного переулка. За счет этого проложили дополнительные пути и построили еще один бокс №5, изначально приспособленный для обслуживания и ремонта ширококолейных вагонов.


Весь транспортный узел Старосенной площади, Новощепного Ряда, железнодорожного вокзала и трамвайного депо.

Часть территории трамвайного депо в 1941 году переделали в самое первое в Одессе депо троллейбуса, которое функционировало до 1964 года.

В период оккупации Одессы румынами и немцами трамвайное депо действовало, его снова назвали "Ришельевским". Оно было единственным действующим в это время.

После Второй мировой войны депо становится более "приоритетным" - сюда поступают самые новые модели вагонов. Постепенно перешивают пути внутри депо с узкой колеи на широкую - этот процесс завершился в 1959 году. Визуально это можно заметить по остаткам арок въездных ворот в боксы - под узкую колею размещалось четыре пути в одном боксе, под широкую - только три.

1964 год стал знаковым для депо. В этом году здесь произошел крупный пожар, повредивший 5-й бокс и достаточно много вагонов. Часть бокса №5 с тех пор не восстанавливали - и сейчас он выглядит короче других, в половину их длины. В этом же году начало действовать полноценное троллейбусное депо на улице Зоопарковой, и занимаемые им ранее помещения мастерских передали вагоноремонтному заводу - "Одесскому ремонтному заводу электротранспорта" (ОРЗЭТ).


Трамвайное депо №1, слева - территория бывшего вагоноремонтного завода.

В 1972 г. ОРЗЭТ выделяют в отдельное предприятие республиканского подчинения, которое подчинялось непосредственно министерству коммунального хозяйства УССР, в то время как Одесское трамвайно-троллейбусное управление (ОТТУ) - городским властям. Завод занимает примерно половину площади боксов №1 и №2 в депо, а также территорию бывших мастерских. На этом заводе ремонтируют трамваи и троллейбусы для всех городов южной части Украины - Винницы, Кировограда, Николаева и других.


На выезде из боксов депо №1, на втором плане - хозяйственный двор и стоящий в нем вагон-рельсотранспортер.

В 1998 г. депо становится просто "депо №1" при преобразовании ОТТУ в коммунальное предприятие "Одесгорэлектротранс". А ОРЗЭТ, будучи собственностью государства, приватизируется и превращается в ОАО "Одесремэлектротранс". До 2004 года это предприятие выполняло часть работ по модернизации одесских трамваев, а потом обанкротилось. В дальнейшем большая часть зданий бывшего ремонтного завода перешла в собственность одного из местных бизнесменов и использовалась по разному - как отель, как офисно-торговый центр, как СТО автомобилей. 

В настоящее время депо №1 обслуживает значительную часть трамвайных маршрутов, но в связи с реконструкцией улицы Новощепной Ряд вагоны из него выходят только на маршруты от Старосенной площади в сторону Люстдорфа и Черемушек.
Трамвайное депо №1, автовокзал "Привоз" и улица Новощепной Ряд, движение по которой уже перекрыто


 

Депо на Слободке

Построено депо в период 1909-1912 гг. по тому же проекту. что и депо на улице Водопроводной. Проектировал его и руководил строительством именитый архитектор Лев Влодек. Еще в 1909 году, при окончательном решении строить в Одессе трамвай, для депо на Слободке выделили участок земли площадью 4950 квадратных саженей. В "Известиях Одесской Городской Думы" за 1909 год есть даже решение, озаглавленное как "Об отводе 4950 кв. саж. городской земли из выгона против усадеб, клиник и Новой городской больницы для перестроек депо электрических железных дорог". Помимо боксов для вагонов построили также административное здание - точно такое же, как и на Водопроводной улице.


Подробнее: полет над трамвайным депо на Слободке


Сразу после сдачи в эксплуатацию в 1912 году депо назвали "Слободским" и активно использовали вплоть до приостановки движения трамваев в годы Гражданской войны. Депо стояло законсервированным с 1919 по 1926 год, в нем собрали множество неисправных вагонов трамвая. 

Затем, когда в середине 1920-х гг. в Одессе очень понемногу восстанавливали движение трамваев, дошло дело и до депо на Слободке. С 1926 года оно выпускает вагончики на линии - но очень мало. Например, в 1931 году депо выпускало на линии всего 27 двухосных вагонов.

В 1941 году во время обороны Одессы депо сильно пострадало от попаданий авиабомб и было снова законсервировано. Непонятно только, кто именно законсервировал депо - еще советская власть до оставления города, или это сделали уже румынские оккупанты. Так или иначе, но за годы оккупации депо на Слободке стало отстойником сломанных и просто неисправных вагонов. 

Затем в период с 1944 по 1951 год из законсервированного депо понемногу забирали вагон за вагоном для восстановления, а само депо стояло полуразрушенным. В 1951 году депо формально расконсервировали. Это означало, что те старые вагоны, которые не успели к тому моменту восстановить - отправились на металлолом. А само депо поставили на реконструкцию.

В период с 4-го квартала 1951-го по 1953 год депо восстановили и подготовили к обслуживанию узкоколейных трамваев. В период 1951-53 гг. до района Слободки "добралась" перестройки линии трамвая маршрута №15 на широкую колею. В 1954-55-м трамвайные пути на территории депо полностью перестроили с узкой колеи на широкую. Но еще некоторое время в депо сохранялась возможность заезда трамваев по узкой колее.

С 1954 года депо обслуживает только трамваи широкой колеи. Сначала это были весьма изношенные на тот момент вагоны выпуска 1930-х гг. "Х" с прицепными "М", затем в него поступили вагоны типов "КТМ-1", "МТВ-82", которые передавались уже не новыми из "первого" депо на Водопроводной, куда традиционно поступали все новые трамваи. С 1968 года, соответственно, депо на Слободке получает последние двухосные трамваи советского производства модели "КТМ-2", которые "продержались" в Одессе затем дольше всего в СССР - до 1987-1988 гг. - они в последние годы перед списанием обслуживали только маршрут №20. 

В 1984-1985 гг. депо еще раз реконструировали. За счет некоторого уменьшения количества путей оборудовали различные мастерские и бытовые помещения для работников депо и водителей. В "позднесоветское" время депо на Слободке обслуживало до 200 трамваев "Татра-Т3".

С 1998 года, во время массового списания трамваев "Татра" при мэрской каденции Эдуарда Гурвица, депо стало главным "отстойником" неисправных, полуразобранных, но все еще не списанных вагонов. Значительную их часть затем в период 2002-2012 гг. восстановили и модернизировали. 

В период с ноября 2012-го по ноябрь 2014-го депо на Слободке было закрыто вообще, и не обслуживало маршруты. В это время здесь понемногу ремонтировали трамваи. Этот период продолжительностью два года - единственное время после Второй мировой войны, когда вся сеть одесского трамвая обслуживалась всего одним депо. На Слободке же оставался "отстойник" неисправных вагонов и базировались несколько служебных трамваев.

С ноября 2014-го депо снова действует и обслуживает "традиционные" для него маршруты - в сторону поселка Котовского, Слободки, а также маршрут №21. Но с 12 мая 2020 года из-за реконструкции улицы Новощепной Ряд в депо на Слободке перевели около 50 вагонов из депо №1 и передали на обслуживание также маршруты №5, №28, №17, №18 и №19.


 

Депо на Алексеевской площади

Третье трамвайное депо построили к 1911 году. Проектировал его известнейший одесский архитектор Лев Влодек, а строительством руководил не менее известный архитектор Семен Ландесман. Депо назвали "Большой Вокзал". Оно располагалось рядом с оживленным базаром и так называемым Большим вокзалом на станции Одесса-Товарная, который обслуживал рейсы тех поездов, которые сейчас имеют статус местных и пригородных.


Подробнее: как превращали в музей старое трамвайное депо


На момент постройки в комплекс депо входили крытый ангар для вагонов на четыре бокса по четыре пути в каждом, административный корпус, бытовой корпус, электроподстанция и кузница. 

Со стороны улицы Степовой к боксам депо примыкала тупиковая конечная на несколько путей.

В 1925 году депо переименовали - теперь она стало называться "Депо имени Ильича" в честь того самого Ильича, который умер годом ранее. Далее в советское время развитие депо заключалось в том, что построили новый производственный корпус и тупик для вагонов между кузницей и ангаром.

Депо получило повреждения от артиллерийских обстрелов и авианалетов во время обороны Одессы 1941 года - так как оно находилось около важной железнодорожной станции. Во время оккупации его законсервировали и использовали как площадку для стоянки неисправных трамваев. Депо восстановили в 1948-1949 гг. - два бокса в 1948, и два бокса в 1949-м. Обслуживать пассажирские трамваи и полноценно работать депо начало 7 ноября 1948 года. В 1946–52 годах на территории депо также размещалась служба грузоперевозок.

В 1962 году начали перестраивать на широкую стандартную колею бокс №1. Перестройка продолжалась до 1972 года. Узкоколейные трамваи "продержались" в Одессе до 1971 года - они ходили по старому 30-му маршруту по улице Балковской. С его закрытием на реконструкцию, переделали и последний "узкоколейный" бокс №3. Затем в 1974-1975 гг. провели комплексную реконструкцию депо - перепланировали боксы, устроили новый "веер" путей перед боксами, проложили дополнительные служебные пути вокруг депо и на железнодорожную станцию Одесса-Товарная. При перестройке в каждом боксе было не 4, а 3 пути. 

Долгое время, до середины 1980-х гг. депо имени Ильича обслуживало исключительно двухосные трамваи с непосредственной системой управления - наиболее примитивную конструкцию, основанную на технологиях еще XIX века. Такие трамваи дольше всех работали на маршрутах №5 и №28, а до 1987 г. - на маршруте №20.

С 1983 года депо последним в Одессе начало получать трамваи "Татра-Т3". Они оказались "не по зубам" местному персоналу, из-за чего вагоны обслуживались на более низком уровне. Кроме того, особенно в конце 80-х, из-за недостатка места трамваи часто оставались на ночь на улице - и подвергались вандализму и мародерству.

В 1990-е годы депо лишилось имени "Ильича", оставшись просто "Депо №3". Из-за общего кризиса электротранспорта в Одессе в годы бесплатного проезда (1994-1998 гг.) и вызванного этим сокращения количества исправных вагонов, в 1997 году депо закрыли и превратили в площадку для служебных трамваев, хранения списанных трамваев и их порезки на металлолом.

С 2004 года на территории депо №3 на Алексеевской площади разместили вагоноремонтные мастерских КП "Одесгорэлектротранс". Здесь производили большую часть ремонтных работ во время программы модернизации трамваев 2002-2012 гг., когда современную и экономичную чешскую силовую электронику получили более 110 трамваев "Татра". В 2013 году здесь начали производить кузовной ремонт троллейбусов.

А с 2015 года, помимо ремонта старых, запущено производство новых трамваев - в виде сборки из закупаемых комплектующих.

В 2017 году начался капитальный ремонт депо. В его ходе один из боксов, в котором размещается цех сборки трамваев, превратили в самую настоящую галерею - со станками, кранами и прочим оборудованием соседствуют огромные чертежи старых трамваев. В 2018 году еще один бокс перестроили под музей электротранспорта, в котором стоят в качестве действующих экспонатов несколько ретро-вагонов, старый технический троллейбус и автомобили вспомогательных служб электротранспорта.

В двух других боксах модернизация касается увеличения производственных мощностей. Так, сделано две покрасочных камеры для трамваев и покрасочная камера для троллейбусов. Полностью заменена крыша вагонного ангара, заасфальтирована вся территория. В боксах установлены металлопластиковые стеклопакеты для уменьшения потерь тепла зимой и устроено экономичное светодиодное освещение.

Сейчас комплекс зданий депо имеет статус памятника архитектуры местного значения согласно решению Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г. под названием "Здания Ришельевского трамвайного депо" - что говорит о том, что чиновники перепутали одно депо с другим.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на нашу страницу в Facebook и вступайте в наше сообщество в Viber

comments powered by HyperComments