Как в Одессе проводили модернизацию трамваев в начале 2000-х (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Суббота , 9 ноября 2019, 12:55
Одесса может похвастаться тем, что почти 75% трамваев в городе имеют современную систему управления тяговым приводом. Почти все они - модернизированы в период 2002-2012 гг. Как проходила эта модернизация, насколько она оказалась успешной и к чему привела - пытаемся ответить на эти и другие вопросы.
Как в Одессе проводили модернизацию трамваев в начале 2000-х (ФОТО)

Наш город является лидером по количеству трамваев, оборудованных современными системами управления тяговым электроприводом – из 210 инвентарных пассажирских трамваев 158 оборудованы тиристорно-импульсной или транзисторной системой управления. Для Украины это абсолютный рекорд.

Первый трамвай с тиристорно-импульсной системой управления появился в Одессе в ноябре 1999 года. Это вагон № 7001 «Татра-Юг Т6В5», изготовленный на заводе «Южмаш» в Днепре одесско-днепровской фирмой ООО «Татра – Юг». Фактически – это полная копия чешского трамвайного вагона «Tatra T6B5», который в СССР часто называли «Татра Т3М». Несколько городов Украины, в том числе Киев и Запорожье начали получать такие вагоны с завода «Татра-Смихув» в Праге в конце 1980-х годов, однако Одессе они тогда не достались. Мало того, в связи с отказом одесских транспортников закупать советские трамваи Усть-Катавского завода, Одесса, начиная с 1988 года, после прекращения выпуска вагонов модели «Tatra T3SU», на почти двадцать лет осталась вообще без новых трамваев, если не считать вышеупомянутого трамвая «Татра-Юг Т6В5».


Трамвай "Татра-Юг-Т6В5"

На момент прибытия в Одессу вагона «Татра-Юг Т6В5», пассажирский трамвайный парк города полностью состоял из трамваев «Tatra T3SU» с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ) на основе большого регулируемого реостата под названием «ускоритель». РКСУ во-первых весьма энергоемка, а во-вторых – имеет невысокую надежность в работе. Кроме того, гарантийный срок работы РКСУ – около 15 лет. В конце 1990-х годов концерн ЧКД-Прага «отдал богу душу», поэтому получение оригинальных деталей для РКСУ вагонов «Татра» стало невозможным. В результате город имел трамваи с относительно новыми кузовами, однако, с изношенной электрической начинкой. Мало того, во времена бесплатного проезда в период 1994-1998 гг. при первой мэрской каденции Эдуарда Гурвица значительная часть трамваев была попросту разобрана на запчасти - от них остались «голые» кузова.  А общая численность трамвайного парка сократилась с более чем 500 вагонов в начале 90-х до около 300 к 1998 году, причем до половины из них были неисправными.


Полностью разукомплектованный старый трамвай в начале модернизации

Именно поэтому в начале 2000-х годов по образцу чешской столицы Праги в Одессе решили проводить глубокую модернизацию трамваев «Tatra T3SU». В процессе модернизации проводился углубленный капитально-восстановительный ремонт кузовов и тележек трамвайных вагонов. Реостатно-контакторную систему управления тяговым приводом заменяли транзисторной «TV Progress» производства чешской фирмы «Cegelec». На маршруты устанавливали также чешскую информационную систему «BUSE» с передним, боковым и задним маршрутоуказателем. Стоимость ремонта и модернизации составляла около 60 тысяч долларов - за примерно такую сумму за средства городского бюджета закупались комплекты системы управления. Модернизированные вагоны можно было узнать по характерной окраске синего цвета.


В цеху вагоноремонтных мастерских до его капитального ремонта, 2009 г.

Программа модернизации стартовала в 2001 году в рамках «Программы развития городского транспорта Одессы» длилась до 2012 года. В результате 112 вагонов «Tatra T3SU» получили современную систему управления. Процесс шел сначала стабильно - по 16 вагонов в год, но после 2006 года темпы модернизации снизились по политическим причинам - мэром Одессы снова стал Эдуард Гурвиц. 

Технически дело было так. Старый вагон разбирался почти полностью на территории вагоноремонтных мастерских на Алексеевской площади. Затем там проводили пескоструйную обработку старого кузова от наслоений старой краски, заменяли проржавевшие элементы каркаса. После этого в кузов устанавливали новую систему управления, которую легко опознать - она стоит в своеобразном шкафу позади кабины водителя. В вагоне полностью заново собирали салон, капитально ремонтировали ходовые тележки, тяговые электродвигатели и другое оборудование.


Еще один трамвай в начале модернизации, 2008 год

В разные годы к модернизации подходили по разному. Наибольшей глубиной процесс отличался в первые годы, примерно до 2007-2008 гг. Тогда применялись качественные материалы отделки салона, чешские блинкерные информационные табло системы BUSE, чешские мягкие сидения с тканевой обивкой. Затем стали откровенно экономить - в вагонах появлялись сначала более дешевые сидения украинского производства, затем - оставлялись старые сидения, но  в меньшем количестве. Чешские табло с 2008 года сменили на различные типы табло украинского производства, не блиставшие надежностью. Наконец, в некоторых вагонах даже объемы кузовного ремонта при модернизации оставались минимальными - по сути, их лишь покрасили и заменили систему управления.


Салон трамвая в завершающей стадии модернизации  - с сидениями старого образца и без информационного табло в салоне

Параллельно с модернизацией старых чешских вагонов, в 2006-8 году Одесса закупает 10 новых трамвайных вагонов К1, изготовленных ООО «Татра-Юг». Эти вагоны также оснащены транзисторной системой управления тяговым электроприводом, однако она не чешского, а украинского производства. Систему управления КПТТ-2 для трамвайных вагонов К1 изготовлял Запорожский электроаппаратный завод, который также занимается выпуском оборудования для тяговых электроподстанций. Вагоны получили номера 7002 – 7011. В 2015 году в Одессе появляется первый частично низкопольный трамвай К1М с номером 7012.


Трамвай К1

В том же 2015 году Одесса покупает в Риге 10 модернизированных трамвайных вагонов «Tatra T3A». На этих вагонах установлена система управления венгерской фирмы «GANZ» на основе мощных полупроводниковых устройств. Вагоны получили парковые №№ 7150 – 7159. Тогда же приступили, оформляя это как модернизацию старых вагонов, к постройке совершенно новых трамваев с частично низким уровнем пола - но это уже совершенно другая история.


Купленный в Риге при посредничестве украинской фирмы "Литан" трамвай, отличается вынесенными на крышу задней части вагона реостатами

Таким образом, за 10 лет в Одессе модернизировали 112 трамваев. Это третий по количеству показатель модернизации трамваев «Tatra T3SU» на постсоветском пространстве - после Москвы и Риги. В частности, в Москве в период с 1998 по 2013 гг. по различным проектам модернизировали более 200 вагонов, в Риге в начале 2000-х - около 190 вагонов. Одесская модернизация дважды, в 2006 и 2008 гг. была дополнена незначительными закупками новых вагонов. В начале проекта модернизации трамваев «Tatra T3SU» в Одессе это было сделано вместо закупок новых вагонов - в качестве более дешевой альтернативы. 


Почти готовый трамвай в процессе модернизации, но без ходовых тележек, 2008 год

Анализируя эту модернизацию уже спустя несколько лет после ее завершения, следует признать, что именно она позволила одесскому трамваю сохранить значительное количество подвижного состава, обеспечить достаточно высокий уровень качества перевозок, энергоэффективность. Однако, такая модернизация была бы стратегически более эффективной, если бы была проведена, как в Риге, в сжатые сроки - те же 100 с небольшим вагонов за два-три года. Либо продолжалась бы те же 10 лет, но в сочетании с ежегодными, пусть и не большими (по 5-6 единиц) закупками и новых трамваев. В результате же получилось так, что период продления срока службы вагонов на 10-15 лет уже истек у большинства модернизированных вагонов, масштабных новых закупок трамваев не было аж с 1988 года, поэтому в настоящее время значительная часть трамвайного парка города технически и морально устарела, хотя за счет постоянных ремонтов существующие вагоны могут прослужить еще около 10 лет.

Взятый курс на постепенное обновление трамвайного парка за счет собственной сборки вагонов, оформленной как «модернизация», позволяет получить технически новые, но морально устаревшие трамваи. Их количество при необходимых объемах перевозок и текущем состоянии подвижного состава - недостаточно. 


Салон трамвая во время модернизации - еще без сидений и обшивки потолка

Выходом является массовая закупка современных новых трамваев. Частично это будет осуществляться за счет «европейских», частично - за счет самостоятельной сборки новых вагонов. Но даже получение в течении ближайших трех лет 67 новых вагонов, вдобавок к собранным и купленным с 2015 г. 23 вагонам, кардинально не исправит ситуацию. В 2021 году пора будет продолжать закупки новых трамваев - на этот раз уже хотя бы для замены тех, о модернизации которых мы сейчас говорили. 

comments powered by HyperComments