Фото дня: одесский трамвай на Дальних Мельницах

Александр Вельможко  |  Пятница , 8 февраля 2019, 22:34
Публикуем подборку фотографий одесского транспорта ровно 11 лет наза - 8 февраля 2008 года, на которых запечатлены трамваи в районе Дальних Мельниц.
Фото дня: одесский трамвай на Дальних Мельницах

Линию трамвая, по которой ходили маршруты №11 и №30 на Дальние Мельницы, закрыли в середине апреля 2008 года - рельсы мешали тогдашней мегастройке: проекту "автомагистрали непрерывного движения Север - Юг". Она была задумана еще в 1970-годы и должна была связать широкой многополосной автодорогой поселок Котовского с жилмассивом имени Таирова через улицу Балковскую, в обход центра города.

Ради этого строительства была уничтожена почти вся линия трамвая по улице Балковской, а также прекращено движение трамваев в район Дальние Мельницы.


Трамвай идет по улице Желябова (Никифорова) к вокзалу, справа виден каменный парапет засыпанного моста над Водяной балкой.

Трамвай здесь появился еще в 1911 году, в числе первых линий в городе. Маршрут шел к Джутовой фабрике от Большого Вокзала (Алексеевская площадь, у нынешней железнодорожной станции Одесса-Товарная). Линия была однопутной, имела узкую колею 1000 мм, и проходила по улицам Мельницкой, Никифорова (ныне Желябова), Антоновской, Борисова (ныне Радужная) и заканчивалась тупиком около переезда через железную дорогу (где сейчас находится Ивановский путепровод). В таком виде трамвай ходил до 1919 года.


Трамвай идет по улице Желябова (Никифорова) к Херсонскому скверу, слева виден каменный парапет засыпанного моста над Водяной балкой.

После гражданской войны движение трамваев на Дальние Мельницы восстановили лишь в 1926 году. С 1927 года маршрут, получивший №11, удлинили сначала до Тираспольской площади, а на период 1927-1929 гг. - даже до Херсонского сквера. В 1934 году трамвай в первоначальном, узкоколейном виде на Дальних Мельницах закрыли.


Трамвай выезжает с Желябова на улицу Строгонова.

Заново его запустили в 1935 году уже по широкой колее 1520 мм. От Большого Вокзала вниз по улице Мельницкой и по улице Никифорова линия была уже двухпутная. А на Дальних Мельницах устроили большое разворотное кольцо вокруг нескольких кварталов. В сторону Дальних Мельниц трамвай шел по улице Строгонова (она же вместе с Никифорова была объединена в одну улицу Желябова), затем была конечная остановка на вновь образованной очень короткой улице Фабричной. А обратно трамвай возвращался по улице Борисова. Маршрут №11 изменили - с 1935 и по 14 апреля 2008 года он неизменно следовал от Дальних Мельниц до железнодорожного вокзала с конечной на Старосенной площади. 


Трамвай на улице Желябова.

С 1976 года на Дальние Мельницы после первой реконструкции улицы Балковской (Фрунзе) запустили также маршрут №30, который шел сюда коротким путем по Балковской от Херсонского сквера и связывал между собой промышленные районы советской Одессы. 


Трамвай на улице Желябова.

После 2008 года, когда движение трамваев закрыли, еще более полутора лет на Дальних Мельницах оставались заброшенные рельсы, уже никак не связанные с основной трамвайной сетью города. Затем их постепенно разобрали, и лишь на некоторых перекрестках остались "не выкорчеванными" короткие отрезки рельсов - как напоминание об одной из первых линий трамвая. Да еще остатки мостика через Водяную Балку по улице Желябова были видны до последнего времени. 

Кстати, начало Водяной Балки где-то в районе Ближних Мельниц и Курсак затем проходит в тоннеле-коллекторе под железной дорогой. А на дореволюционных картах в месте, где Водяная балка выходила к улице Никифорова, обозначен водоем - пруд или ставок.

comments powered by HyperComments