Электронный билет для Одессы: перевозчикам будут платить за рейсы, а не за пассажиров

Пятница , 26 января 2018, 17:40
26 января в одесской мэрии обнародовали предложение единственного желающего инвестора для внедрения в городе электронного билета на общественный транспорт. Он хочет 9,75% от выручки. А оплата перевозчикам, и муниципальному, и частным, будет происходить совершенно по новому - за количество выполненных рейсов по маршруту согласно расписанию.
Электронный билет для Одессы: перевозчикам будут платить за рейсы, а не за пассажиров

С того момента, как в Одессе таки внедрят электронный билет, изменится основополагающий принцип финансовой модели работы городского общественного транспорта.

Сейчас пассажиры оплачивают проезд напрямую перевозчикам - наличными деньгами или покупая проездные билеты на электротранспорт. Внедряемые в других городах Украины системы электронного билета подразумевают, в принципе, то же самое. Деньги от пассажиров будут переводиться на счета перевозчиков, меняется лишь модель оплаты с наличной на различные формы "безнала".

В Одессе же предлагается ввести более прогрессивную систему, при которой пассажиры платят не перевозчикам, а единому оператору городского транспорта. В нашем городе им выступит муниципальный департамент транспорта и связи. В свою очередь, оператор на основе исследований пассажиропотоков формирует маршрутную сеть с приоритетом муниципального электротранспорта, составляет расписание движения по каждому маршруту и оптимальный для каждого маршрута тип подвижного состава. А перевозчик выполняет уже заказ оператора - выполнить нужное количество рейсов по маршруту с использованием нужного подвижного состава и выполнением других условий. И за этот заказ уже рассчитывается оператор.

Таким образом гарантируются сразу несколько моментов, определяющих качество пассажирских перевозок и для пассажира, и для перевозчика:
- Пассажир будет понимать, что транспорт придет согласно расписанию и утром, и днем, и поздно вечером. А если перевозчик не выполнит расписание - то не получит денег за свою работу. 
- Пассажир будет иметь возможность платить за проезд дешевле при пересадках или покупая заранее билеты длительного срока действия или на большое число поездок.
- Пассажиры получат более удобную сеть маршрутов, которые не будут дублировать друг друга на большом протяжении, с удобными пересадками в узловых точках.
- Город получит возможность реального влияния на качество подвижного состава частных перевозчиков - заказывая, например, для напряженных маршрутов вместительные низкопольные автобусы.
- Перевозчики, понимая гарантию оплаты своей работы на протяжении длительного времени, смогут планировать бизнес-процессы и закупать, в том числе в кредит или лизинг, современный комфортный подвижной состав.

ООО "Одесская городская карта", которое стало единственным претендентом в конкурсе на определение инвестора для внедрения электронного билета, в своем предложении заявило о том, что будет брать комиссию за свои услуги в размере 9,75% от собранных средств. Это чуть меньше изначально заложенных в условиях 10%. Но больше, чем, например, в Харькове, где частный инвестор будет работать с комиссией чуть более 6%. Но в Харькове электронный билет подразумевает систему оплаты пассажира непосредственно перевозчику.

"Если бы речь шла о том, чтобы нам дали задание о переводе расчетов с наличных в безналичные, то нас бы удовлетворила такая же ставка комиссии, как в Харькове. Но концепция, принятая городским советом, предполагает, что после этапов внедрения мы должны перейти на систему, когда единый оператор из всех собранных денег за билеты будет платить перевозчику фиксированную цену за выполненный маршрут. В том числе, за убыточные маршруты. Эти все финансовые риски и привели к этой процентной ставке" - говорит директор ООО "Одесская городская карта" Александр Малин, к слову - бывший вице-губернатор и бывший заместитель министра инфраструктуры.

Согласно условиям конкурса, его участники должны иметь собственные производственные мощности, сервисный центр в Одессе, пятилетний опыт работы в этой сфере. Кроме того, внедренная им система автоматизированной оплаты должна принимать карту туриста Odessacard. Система должна обеспечивать оплату проезда разными способами: наличкой, бесконтактной электронной картой стандарта Mifare Ultralight C, QR-кодом с бумажного талона или с экрана мобильного телефона. Также, по условиям конкурса, она должна предусматривать возможность подключения дополнительных сервисов, таких как оплата городских услуг (парковочный сбор, вход в музеи, на территорию пляжей и так далее).

Недостатком проводимого сейчас конкурса является то, что в нем принимает участие лишь одна компания. Ряд депутатов городского совета считают, что условия конкурса были специально созданы с расчетом на участие только этой компании. В то же время, технические требования интегрированности "транспортной" карточки с другими одесскими электронными системами, наличия собственных производственных мощностей и требование наличия офиса и сервис-центра непосредственно в Одессе не являются столь уж невыполнимыми

comments powered by HyperComments