Шведская страница истории: как в Одессу заходил самый маленький броненосный крейсер в мире

Александр Вельможко  |  Воскресенье, 24 января 2021, 00:27
Казалось бы, что общего между историей Одессы и Швецией? Однако, при детальном изучении можно найти сразу две точки соприкосновения Одессы со скандинавской страной. Рассказываем об одной из них.
Шведская страница истории: как в Одессу заходил самый маленький броненосный крейсер в мире

В декабре 1925 года Одессу посетил шведский броненосный крейсер "Фюльгия". Он был в Одессе на протяжении четырех дней -  с 5 по 9 декабря. Визиту посвящена заметка в журнале "Эхо" от 26 декабря 1925 года, где крейсер не совсем точно назван "Фильгией".

Специально для встречи шведских гостей в Одесском порту установили арку с надписью "Valkowoeln" - "Добро пожаловать!" (сейчас на шведском это выглядит как "Välkommen" - так что калька в журнале "Эхо" ошибочна).

Шведские моряки побывали на экскурсиях по городу, на заводах, ознакомились с работой порта. В заметке отмечается "прекрасное состояние" порта, хотя уже через несколько месяцев руководство Совнаркома УССР в пух и прах раскритиковало работу портовиков. 

Также состоялся товарищеский футбольный матч моряков с "Фюльгии" с командой дислоцированной под Одессой Перекопской дивизии - в котором гости из вежливости уступили с минимальным счетом.

Советская пресса уверяла, что визит шведского крейсера в Одессу - это четыре дня, которые "многому научили наших северных гостей и разрушили тысячи легенд о страхах и ужасах "варварской России большевиков". 

В свою очередь, командир крейсера Хег (Arvid Hägg) подчеркнул, что тогда, в 1925 году шведский корабль впервые за 1000 лет, еще с времен викингов, пришел в Черное море. Также капитан вежливо отметил гостеприимство, оказанное в Одессе шведам.

Но что же за корабль приходил тогда, 95 лет назад, в Одессу? "Фюльгия" считается самым маленьким по размерам броненосным крейсером периода конца XIX - начала ХХ века.

Также "Фюльгия" стала первым полноценным крейсером шведского флота. Его название означает в скандинавской мифологии - "спутницу", дух, сопровождавший человека всю жизнь, наподобие "ангела-хранителя" .


"Фюльгия" и парусный корвет "Сага" на картине Якоба Хега, однофамильца или родственника командира крейсера во время его визита в Одессу

Согласно планам командования шведского флота, этот корабль должен был выполнять роль скаута (разведчика) при главных силах, а также лидировать флотилии миноносцев при выходе в торпедную атаку. При создании "Фюльгии" шведские конструкторы не пошли по пути заимствования иностранного опыта, как в случае с эсминцами и миноносцами, а подготовили собственный, достаточно оригинальный для своего времени проект. Его главной особенностью стали расположение всей артиллерии главного калибра в двухорудийных башнях и наличие броневого пояса в районе котельных и машинных отделений. 



Заказ на постройку был выдан 14.10.1902 г. Спуск на воду состоялся 21 декабря 1905 г., а в состав флота корабль вошел в 1907 г. В целом корабль сами шведы оценивали как удачный, несмотря на посредственную 21,5-уз. скорость (на испытаниях смог развить 22,8 уз. при 12 440 л.с.).

До конца Первой мировой войны (в которой Швеция не участвовала) "Фюльгия" входила в основные силы шведского флота. А начиная с 1919 года крейсер, к этому времени уже основательно устаревший, стали использовать как учебный корабль. Ежегодно на зимний сезон, когда Балтийское море замерзало, "Фюльгия" с кадетами отправлялась в учебное плавание вокруг всей Европы, а также в Америку и Азию - за счет чего стала самым известным кораблем Швеции.

После упомянутого визита в Одессу и Севастополь в конце 1925 года "Фюльгия" в 1926-м заходила в Бельгию и принимала наследника престола - будущего короля Леопольда III. 



В 1939 г. крейсер встал на масштабную реконструкцию на верфи "Оскарсхамн", в ходе которой его перестроили в учебный корабль. Восемь угольных паровых котлов заменили на четыре нефтяных несколько большей суммарной паропроизводительности, что позволило поднять мощность на 1000 л.с. — до 13 000 л.с. Носовое котельное отделение ликвидировали, а высвободившееся пространство использовали для размещения кадетов. Носовую дымовую трубу сняли, а высоту двух оставшихся уменьшили и оснастили их небольшими колпаками. Старую надстройку демонтировали, заменив компактной, аналогичной эсминцу "Гетеборг".



Кроме того, нарастили носовую оконечность, лишившуюся в результате этого таранной формы. Наибольшая длина возросла с 115,5 до 117,3м. Артиллерия главного калибра осталась без изменений, всю старую противоминную 57-мм сняли, а ее казематы заделали. На верхней палубе в районе носовой и кормовой надстроек оборудовали площадки для четырех 57-мм зенитных орудий, на кормовой надстройке — для двух спаренных 40-мм "бофорсов" (по некоторым сведениям, впоследствии 57-мм орудия также заменили на 40-мм автоматы). На крыше носовой башни смонтировали площадку со спаренным 25-мм автоматом, а одиночный 20-мм автомат установили в районе квартердека. Вместо снятых подводных 457-мм торпедных аппаратов на верхней палубе побортно разместили два поворотных 533-мм торпедных аппарата.



Крейсер исключен из списков флота 1 января 1953 г., некоторое время использовался при испытании различных образцов вооружения - то есть, был кораблем-мишенью. Сдали на металлолом старый крейсер в 1957 г.

Ну а о втором "шведском" эпизоде истории Одессы мы напишем в следующий раз.

ИСТОЧНИК: по материалам страницы "Военно-морская коллекция"
comments powered by HyperComments