Последняя узкоколейка Одессы, костел и усадьба Разумовского: загадки улицы Балковской (Ретро-ФОТО)

Пятница , 16 января 2015, 21:15
Когда-то Балковская была самой длинной улицей старой Одессы. По большому счету, эта улица старше самой Одессы. Да и за последние 200 лет успела много раз стать "самой-самой".
Последняя узкоколейка Одессы, костел и усадьба Разумовского: загадки улицы Балковской (Ретро-ФОТО)

Сейчас Балковская - широченная автомагистраль от Пересыпского моста до Горбатого. Почти везде она застроена высотными жилыми домами. Однако, на ней сохранилось несколько кварталов старых домов, в том числе и тех, в которых проходит действие "Одесских рассказов" Бабеля. А в одном месте Балковская идет не одной улицей, а тремя параллельными проездами. И еще в одном - двумя. Откуда такие географические парадоксы?

Один из последних одесских узкоколейных трамваев на последнем узкоколейном маршруте, Балковская угол Дальницкой, 1969 г., фото Анатолия Вильковича

А все от того, что улица проходит по дну Водяной балки - одного из самых крупных одесских оврагов, впадавшего в море у Пересыпи. По его дну раньше текла речушка, ныне заключенная в коллектор ливневки. Речку старожилы называли "вонючкой" - в нее стекались нечистоты со всей балки, а после дождей - еще и с Молдаванки и Бугаевки. Истоки этой речушки и сейчас можно увидеть в районе путепровода "Поездной" под железной дорогой - посреди частного сектора там есть заболоченная местность. А если прогуляться по Виноградному переулку между улицами Бабеля и Дальницкой - то можно разглядеть среди завалов строительного мусора остатки балки и даже полузасыпанный старый мост - все, что осталось от Водяной балки прошлого. Кстати, еще лет 7-8 назад на домах Виноградного переулка висели уличные таблички с названием "Водяная балка".

Полузасыпанный мост над Водяной балкой по улице Бабеля, сама Балковская - вдали, 2006 г.

Есть основания полагать, что Водяная балка была заселена казаками еще до основания Одессы. И не только казаками - в 1792 году в Водяной балке построили самую старую из известных в нашем городе синагогу. Ее руины разобрали румыны во время оккупации. А располагалась она на склоне около нынешнего автовокзала - ныне срытом под автозаправку. По свидетельству Е.П. Распопова, в одесских балках еще до официального основания города уже были небольшие поселки казаков, евреев и беглых крестьян.

Балковская от автовокзала в сторону Горбатого моста, 16 апреля 2008 г. - первый день после закрытия 30-го трамвая. Прямо - проезжая часть, налево и вверх - дорога "старой Балковской", за старым, ныне снесенным, одноэтажным белым зданием на склоне - руины, в том числе и самой старой синагоги.

В самой Водяной балке уже к 1797 году было более двух десятков колодцев, воду из которых бочками возили в молодой город. В долине безымянной речки устраивали пруды - два из них уцелели и поныне в Дюковском парке, еще один, в самом начале улицы, долгое время именовался "городским ставком", а с 1920-х стал накопителем ливневой канализации. И в дальнейшем именно Водяная балка оставалась важным центром снабжения города водой - после Гражданской войны и во время Великой Отечественной войны и оккупации, когда водопровод работал плохо, вода подавалась только в низменные районы города. А когда в некоторые периоды водопровод вообще не работал - вспоминали про старые колодцы и брали из них воду. До сих пор среди стариков улицу Градоначальницкую иногда называют Водовозной - по ней во время обороны Одессы в цистернах и бочках возили воду из источников в районе Дюковского парка.

Именно здесь, на Балковской, была и дача самого Ришелье - градоначальника, положившего основу процветанию Одессы на все последующие столетия. Пережив блеск герцогской усадьбы, запустение конца XIX века, расцвет парка советского времени и еще одно запустение, и сейчас стоит небольшое здание дачи Дюка - посреди одноименного парка.

Чуть дальше, на месте нынешнего техникума связи, его общежитий и телефонной вышки, находилась усадьба графа Петра Алексеевича Разумовского - внука последнего гетьмана Украины и друга Ришелье. Одноэтажное здание чудаковатого и нелюдимого потомка казаков, выстроенное в стиле ампир, сильно пострадало во время Гражданской войны, затем некоторое время было студенческой общагой, а в конце 1930-х его снесли.

Усадьба Разумовского

Еще дальше, на Балковской угол Дальницкой развернулись герои Бабеля. Дома эти стоят до сих пор и расселять их никто не собирается. Но не только Любка Козак жила здесь. На территории нынешнего квартала глухой Бугаевки между Колонической, Виноградной (Бабеля) и Водяной Балкой находился хутор известнейшей одесской сердцеедки своего времени Каролины Собаньской. А у нее в гостях бывали Пушкин и Мицкевич.

Дальницкая (Иванова) улица на перекрестке с Балковской (Фрунзе), конец 1970-х. Справа - те самые, "бабелевские" дома.

А еще дальше, в самом конце улицы в свое время раскинулся целый "польский квартал", протянувшийся от Конной площади (нынешний сквер Гамова) аж до Курсак и обозначенный на старых картах города как земли Дашкевича. На Балковской угол Выгонной (Заньковецкой) стоял величественный католический костел Святого Климента, снесенный в 1936 году - сейчас на его месте комплекс жилых "сталинок". От католического наследия сохранилась лестница - ныне она ведет в парадные ворота жилого двора и клебания (домик священника-ксендза). В нем теперь находится воссозданный храм Святого Климента.

Костел Святого Климента

Благодаря близости к источникам воды и дешевой рабочей силы (Молдаванка, Бугаевка - места, где во второй половине XIX века жили не самые обеспеченные слои населения), Балковская стала одной из первых одесских промзон. Тут и крупнейший пивзавод Енни, и фабрика гирь и весов Ильи Каца, будущий завод "Точмаш". Уже в советские времена на Балковской построили "Стройгидравлику", превратили пивзавод в завод пищевых концентратов, а в окрестностях Балковской появилось множество других предприятий.

Еще до конца 1960-х Балковская, переименованная во Фрунзе, представляла собой узенькую, мощеную кривым булыжником заштатную улочку, тянущуюся вдоль речки-вонючки, никому не нужную и никем не посещаемую. Разве что облагороженный после войны Дюковский парк придавал улице и ее району немного лоска. Да узкоколейный 30-й трамвай изредка дребезжал и грохотал прямо под окнами маленьких и не очень домов - от Херсонского сквера до станции Товарной. Только в 50-х от Дюковского парка до Херсонского сквера трамвайные пути сделали "трехниточными" - чтобы могли ходить трамваи и узкой, и широкой колеи, к кажому пути добавили еще по одному рельсу.

Начало улицы Фрунзе, 1970 год. Слева и сзади фотографа - Херсонский сквер, направо уходят рельсы 20-го маршрута к Хаджибею. Прямо - улица Фрунзе, вдали виден существующий и сейчас жилой дом "барачного" типа. Рельсы "трехниточные" для вагонов и узкой и широкой колеи.

Но именно в 60-х улица начала преображаться (не путать с нынешним политическим пиаром). Напротив Матросского спуска появился первый в Одессе квартал "хрущевок" из восьми домов.

Это же место, но снятое с железнодорожной насыпи, 2007 г.

Потом улицу пересек Московский мост - начало новой автотрассы на Киев и Ленинград. В 1964 году у моста построили новый автовокзал. А потом улица Фрунзе стала самым масштабным транспортным долгостроем города. Дело в том, что в связи с постройкой новых жилмассивов на Юго-Западе (Черемушки) и Севере города (поселок Котовского) потребовалось обеспечить транспортную связь между ними, минуя центр города. Под такую транзитную магистраль выбрали улицу Фрунзе, назвав ее "Фрунзе - Якира". В 1970 году началась тотальная реконструкция.

Начало реконструкции улицы Фрунзе, узкоколейный трамвайный путь переделывают на широкую колею, 1973 г.

Участок от автовокзала до Пересыпских мостов расширили: узкая улочка превратилась в шестиполосную магистраль с выделенной трамвайной линией посередине. Вокруг нее построили несколько современных микрорайонов. Речку-вонючку убрали в коллектор. Старые дома напротив Пересыпских мостов снесли, а на всем протяжении от мостов до автовокзала старые домики остались только напротив Дюковского парка.

А вот участок от автовокзала до Горбатого моста остался реконструированным "наполовину". Проезжая часть расширилась всего до трех полос в две стороны, да заменили трамвайные пути на широкую колею. 30-й трамвай с 1976 года стал ходить от Херсонского сквера до Дальних Мельниц. Часть старых домов снесли, построив на их месте новые панельные жилые здания, заводские корпуса и центр телефонной связи.

Улица Фрунзе, остановка "улица Осипенко" (Средняя), 1977 год.

В период этой тотальной реконструкции появились два топографических парадокса. В самом начале улицы основную проезжую часть проложили сбоку от старой улицы - в результате дом №4 по четной стороне находится на нечетной по отношению к новой дороге. Таким образом между Херсонским сквером и Ольгиевским спуском есть две улицы - старая Балковская в виде тупика и новая проезжая часть, Но и это еще не все - от Краснослободской к "берегу" пруда-накопителя тянется тупиковый переулочек, дома которого также имеют нумерацию по Балковской, так что первый квартал улицы идет в трех местах. Еще один парадокс - между автовокзалом и улицей Средней. Старая Балковская идет подъемом налево от автовокзала к Средней, проложенная же в 1970-х новая проезжая часть идет прямо.

В таком виде Балковская продержалась до 2008 года, когда при реализации проекта автотрассы "Север-Юг" часть улицы от автовокзала до Мельницкой расширили до шести полос. Реконструкция велась без проекта, в результате чего администрация мэра Эдуарда Гурвица непродуманно ликвидировала линию 30-го трамвая, лишив электротранспорта не только большую часть Балковской, но и район Дальних Мельниц. В это же время Балковская начала превращаться в деловой центр - заводские корпуса стали превращаться в офисные бизнес-центры, а на пустырях построили несколько торговых центров.

Реконструкция Балковской, апрель 2008 г. - убирают трамвайные пути с Балковской угол Бабеля

Так или иначе, в улице Балковской отразилась вся история Одессы - от ее основания и расцвета времен Дюка и Пушкина до войн и революций, обороны и оккупации, советского строительства и постсоветского отката и распила.

Александр Вельможко

старые фото: архив музея электротранспорта, фотогалерея www.odessastory,info

Фото 2005-2014 гг. - из архива автора