Самый большой жилмассив Одессы показали с высоты (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Четверг, 5 августа 2021, 16:36
Летаем над поселком Котовского - самым большим и самым отдаленным спальным жилмассивом Одессы.
Самый большой жилмассив Одессы показали с высоты (ФОТО, ВИДЕО)

В нашем видесюжете - полет над поселком Котовского со стороны железной дороги у станции Одесса-Восточная и со стороны Куяльника. Поселок Котовского виден весь целиком на фоне моря - акватории Одесского залива. 

Жилмассив "за Лузановкой", не просто на окраине тогдашней Одессы, а совсем за городом, начал расти в 1950-х гг., когда здесь начали выдавать земельные участки под индивидуальное строительство. К 1960 году здесь уже было более трех с половиной тысяч участков, которые располагались примерно от Лузановки до улицы Марсельской. От Лузановки прокладывались сразу две линии трамвая - одна в Крыжановку (маршрут №8, ее затем ликвидировали уже в 1972 году) и вторая с 1965 года по Старокиевской дороге до 35-й линии (сейчас это улица Академика Заболотного).


Панорама всего поселка Котовского от станции Одесса-Восточная, вдали виден Одесский залив и центр Одессы на другом берегу

С 1965 года началось строительство многоквартирных домов вдоль Старокиевской дороги. Первоначально это были панельные пятиэтажки-"хрущевки". Затем из привозных панелей в 1968 году начали собирать девятиэтажные дома - одесские заводы ЖБИ не справлялись с нагрузкой и долго не могли освоить производство панелей и блоков для высотных домов.  

Уже с середины 1970-х началось строительство типовых панельных 9-. 12- и 16-этажных домов, особенно вдоль двух главных магистралей района - проспекта Добровольского (в честь погибшего космонавта переименовали Старокиевскую дорогу) и Днепропетровской дороги. К 1972 году на поселке Котовского жило уже около 30 тысяч человек, а в 1980 году население перевалило за 100 тысяч человек. К 1990 году здесь жили около 150-170 тысяч человек.


Панорама всего поселка Котовского со стороны Куяльника, вдали видно море с мысом Северный Одесский (он же мыс Е)

По Генплану Одессы 1965 года предполагалось, что строительство вдоль Старокиевской дороги через некоторое время будет выделено в отдельный город-спутник Одессы - как это сделали с городом Ильичевском. А жители будут работать, в основном, на заводе "Центролит" и расположенных рядом с ним предприятиях Кулиндоровского промышленного узла, а также в порту и на Пересыпи. Но в итоге новый жилмассив остался частью Одессы, так как множество его жителей работали в Одессе, в том числе в городских учреждениях.. Кроме того, в новом жилмассиве остро не хватало социальной инфраструктуры - медучеждений, школ, вообще не было ВУЗов, было мало магазинов и прочего сервиса. Все это делало жилмассив очень зависимым от общегородской жизни. Кроме того, Одесса получила статус города-миллионника с полагающимися ему привилегиями в виде улучшенного снабжения и увеличенного финансирования. И выделение поселка Котовского в отдельный город лишило бы Одессу этого статуса.


Поселок Котовского вдоль улицы Генерала Бочарова

В 1990-е годы темпы застройки поселка Котовского снизились, но не прекратились. А после примерно 2000 года активизировалось строительство в районе так называемого "поля чудес" - пространства между Днепропетровской дорогой и дорогой на город Южный. Здесь как на территории города Одессы, так и на территории соседних населенных пунктов вроде Крыжановки или Лесков также интенсивно строятся высотные здания и коттеджи. 

В итоге, общее население поселка Котовского вместе с прилегающими к нему кварталами на территории Крыжановки и Лесков, а также вместе с кварталами частного сектора между Лузановкой и высотной застройкой, поселком Шевченко, селом Ильичанка, достигает до 280 тысяч человек. Данные о населении получены, в основном, за счет анализа численности избирателей на последних парламентских и местных выборах 2019 и 2020 годов.

Более "старая" часть застройки поселка Котовского сформировалась вдоль проспекта Добровольского с трамвайной линией - здесь, в пешеходной доступности от трамвая, живут до 150 тысяч человек. Новое строительство здесь ведется ограниченно - так как для новостроев уже не хватает места. А основной объем строительства идет вдоль бывшей Днепропетровской дороги (сейчас улица Семеня Палия). Также начинает застраиваться поле между улицей Паустовского и Кулиндоровским промышленным узлом.

В постсоветское время на поселке Котовского очень широко развилась вся необходимая социальная инфраструктура - магазины, торговые центры, аптеки, сервис и так далее. Однако, строительство новых школ и детских садов очень сильно отстает от темпов строительства жилья. Здесь же несколько лет назад завершили строительство новой детской поликлиники. 


 

comments powered by HyperComments