Троллейбусы в Одессе: итоги 2021 года (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Четверг , 23 декабря 2021, 19:30
Анализируем итоги работы троллейбусов в Одессе за 2021 год: обновления, изменения маршрутов, состояние подвижного состава, планы развития и многое другое.
Троллейбусы в Одессе: итоги 2021 года (ВИДЕО)

В нашем видеосюжете - краткие итоги всего, что происходило с одесскими троллейбусами в 2021 году, а также анализ нынешнего состояния троллейбусного парка.


 

Троллейбусный парк

Обновление подвижного состава за 2021 год оказалось нулевым. В 2021 году, так же как в 2020-м и в 2019-м, город не получил ни одного нового троллейбуса - третий год подряд.

Однако, почти завершили процесс "реанимации" и модернизации до статуса электробусов с динамической подзарядкой полунизкопольных троллейбусов "Шкода-21тр". В дополнение к первому, экспериментальному, образцу, выпущенному еще в конце 2018 года, в 2021-м запустили на линию еще три таких машины. И еще один завершит модернизацию уже в начале 2022 года - на чем процесс и остановится. Дело в том, что троллейбусов этой модели в Одессе насчитывалось всего пять - их купили подержанными из чешского города Градец-Кралове еще в 2012 году. Хотя, теоретически, в подобные "электробусы" могут модернизировать и некоторые более старые высокопольные троллейбусы, но это - пока лишь слова.

В 2021 году в Одессу дважды пытались закупить 6 электробусов, на что из городского бюджета было выделено 69 миллионов гривен. Но оба раза тендеры отменяли по самым разным причинам - то не было желающих поучаствовать в тендере в качестве поставщика, то они все подавали документы с нарушениями.


 

Маршрутная сеть

Новых линий троллейбуса в 2021 году в Одессе не строили - это примерно соответствует заявлениям чиновников в предыдущие годы о нерациональности строительства новых троллейбусных линий в пользу запуска маршрутов с троллейбусами с автономным ходом либо электробусами.

Закрытое еще в 2020 году движение троллейбусов в аэропорт по 14-му маршруту так и не возобновили. Мало того, с марта 2021 года прекратила действовать линия троллейбуса по Ивановскому путепроводу - по причине аварийного состояния путепровода. Маршрут №12 сейчас ходит в укороченном виде от улицы Архитекторской на Таирова до перекрестка улиц Святослава Рихтера и Гастелло.

Буквально на днях, с 21 декабря, в центре города перенаправлен на улицы Троицкую и Новосельского маршрут №7 - он не ходил здесь с декабря 2019 года, когда движение троллейбусов там закрыли после пожара в доме Асвадурова на Троицкой угол Пушкинской. Сейчас троллейбусы могут заехать на  Троицкую с Ришельевской - со стороны центра города, а со стороны Новосельского - сворачивают с Троицкой на Ришельевскую к вокзалу. Соответственно, на какое-то время участок от Соборной площади по улице Бунина остался вообще без троллейбусного движения, хотя технически можно продлить до площади Льва Толстого маршрут №9.

В конце октября в Одессе таки запустили давно обещанный электротранспорт по улице Балковской. Эта история тянется еще с 2008 года, когда с Балковской демонтировали трамвайную линию. Сначала обещали запуск троллейбуса, потом начали говорить об электробусах. В итоге, был запущен маршрут №15, который от конечной у железнодорожного вокзала до Пересыпского моста дублирует маршрут троллейбуса №10, а затем идет на аккумуляторах без контактной сети по Балковской до путепровода Поездной - разворот организован прямо под ним, у выезда на улицу Корнюшина. На маршруте работают 3-4 троллейбуса с автономным ходом - это обеспечивает интервал движения в 20-30 минут. Этого количества подвижного состава очень мало для такого маршрута - но используется все, что есть. 

Фактически, в Одессе остались действовать всего восемь маршрутов троллейбуса - №2, №3, №7, №8, №9, №10, №12, №15. Маршруты №1 и №5 не работают с декабря 2019 г.. №14 - с весны 2020-го, №11 - фактически перестал ходить в карантин, да и ранее бывал замечен очень редко. Ежедневный выпуск на все маршруты составляет от 90 до 100 машин. 


 

Подвижной состав

Сейчас в Одессе 126 троллейбусов, в том числе 106 технически исправных, которые задействованы в городских и служебных перевозках. Есть еще три десятка машин устаревших моделей, которые вряд ли когда-нибудь будут отремонтированы и появятся на линии. 14 из них намереваются списать в ближайшее время.

Больше всего - 47 единиц - низкопольных троллейбусов "БКМ-321", выпущенных на заводе "Белкоммунмаш" в 2017-2018 гг. и закупленных за средства кредита ЕБРР.  Они имеют 26 сидячих мест, а также дизель-генератор для автономного хода в случае нештатных ситуаций. Впрочем, транспортники уже почти два года поговаривают о договоренности замены этих дизель-генераторов на тяговые аккумуляторы.

На втором месте по численности - 16 машин,- низкопольные троллейбусы "Тролза-5265 Мегаполис", закупленные еще в 2009 году. Три из них находятся в ремонте, остальные - работают на линии и прошли ремонт. Они имеют по 22 сидячих места в салоне, кондиционеры, которые давно не работают.

Третью позицию занимают 10 низкопольных троллейбусов "Богдан-Т701.17". Их купили в 2016 году, по муниципальным тендерам по цене чуть более 5 миллионов гривен за каждый. Эти троллейбусы имеют по 34 сидячих места, кондиционеры кабины водителя.

К низкопольным относятся и 5 троллейбусов "Шкода-21тр" 1995-1998 гг. выпуска, купленные подержанными в Чехии. 4 из них уже переоборудованы с установкой новой системы управления и аккумуляторов для автономного хода, пятый - в завершающей стадии такого же переоборудования.

Из высокопольных троллейбусов предыдущего поколения самые новые - одиночные модели "ЮМЗ-Т2" 1993-2003 гг. выпуска, их вместе с "укороченными" из сочлененных троллейбусов машинами осталось 16, но исправны всего 11. Также в депо еще есть сочлененные троллейбусы "ЮМЗ-Т1", но из них только 5 исправны и имеют шанс вернуться на маршруты - они не эксплуатируются с весны 2020 года.

Имеется 8 троллейбусов "Шкода-14тр" разных модификаций, закупленных подержанными в Чехии в 2012 г. - они 1991-1996 гг. выпуска и ранее работали в городах Пардубице и Пльзень.

В качестве отдельной модели следует выделить 8 троллейбусов "одесской" сборки середины 2000-х - на базе закупленных в России кузовов, чешской электронной системы управления и ряда старых агрегатов. Внешне они подобны советским троллейбусам "ЗиУ", но отличаются от них дверьми. Их в эксплуатации осталось 5 штук.

Старых советских троллейбусов "ЗиУ-682" разных модификаций осталось исправными всего 11 штук, на маршрутах они появляются реже всего. Большинство из "уцелевших" - это машины, прошедшие тот или иной вид капитального ремонта с модернизацией в последние 5-6 лет. Еще почти два десятка таких троллейбусов - или в ремонте, или в ожидании списания.


 

Планы

В принятой городской властью программе развития электротранспорта Одессы на 2022-2026 гг. предусмотрена закупка 10 сочлененных троллейбусов, 5 одиночных троллейбусов с автономным ходом. Также будут закупать электробусы - 6 за счет городского бюджета и 30 за счет кредита Европейского инвестиционного банка по государственной программе "Городской общественный транспорт".

Таким образом, за 4 года планируется закупить 51 троллейбус или электробус.

Строительство новых линий троллейбуса не планируется. Но за счет использования автономного хода у троллейбусов и за счет электробусов будут открывать новые маршруты в тех районах Одессы, где нет контактной сети - прежде всего на поселке Котовского по улице Семена Палия.


 

comments powered by HyperComments