Мрачное настоящее и светлое будущее одесских парковок

Александр Вельможко  |  Суббота , 26 января 2019, 18:55
Тема парковки автомобилей в Одессе уже давно никому не нравится. "Автохамы" достали всех, припарковать машину негде, пройти и проехать из-за припаркованных машин тоже негде. Надо что-то делать, а делать что-то без четкого плана, целей и стратегии - бессмысленно.
Мрачное настоящее и светлое будущее одесских парковок

Мрачное настоящее парковки: мутные рожи в жилетках и стремные рыла

Настоящее в сфере парковки выглядит мрачно. В городе действует базовый тариф в размере 5 гривен в час, в прибрежной зоне он существенно выше. Законным методом, через паркоматы, платят лишь около 40% водителей. Город получает в бюджет лишь около 25 миллионов гривен, хотя количество припаркованных тут и сям машин зашкаливает - между ними ни пройти, ни проехать. По очень пессимистичной оценке вице-мэра Павла Вугельмана, если навести порядок в этой сфере, то бюджет получит, как минимум, в десять раз больше. То есть, речь идет о сумме порядка 250 миллионов гривен и более, которые ежегодно "проплывают мимо" бюджета. Тех денег, на которые можно строить новые больницы, школы, детские сады, закупать городской транспорт, ремонтировать жилые дома и улицы.

С точки зрения пешехода, практически ежедневно уменьшается площадь тротуаров: их хаотически и бессистемно "реквизируют" под парковочные карманы. Припаркованные машины можно встретить на тротуарах, на пешеходных перекрестках и на остановках общественного транспорта. Иными словами - ходить негде. А полиция на вызовы с информацией о различных "автохамах" чаще всего не реагирует.

С точки зрения водителя, мы имеем дело с ситуацией, когда припарковать машину чаще всего банально негде. А там где есть место - немедленно вырисовывается мутная рожа в жилетке и требует денег. Паркоматов, через которые можно легально оплатить услуги парковки, либо мало, либо они сломаны, либо ими неудобно пользоваться, или же их отключили те самые мутные рожи в жилетке. 

С точки зрения сознательного гражданина и журналиста мы видим бардак на дорогах и тротуарах вместе с огромной кучей неучтенного "черного нала", который пополняет чьи-то карманы. Очевидно, что тех стремных рыл, которые наняли на работу мутных рож в жилетках. 

С точки зрения транспортника, припаркованные здесь и там машины различных чудаков на букву "м" мешают проехать, провоцируют пробки и приносят убытки перевозчикам.

Урбаниста-хипстера такая ситуация приведет в уныние, он заплачет, а когда ознакомится с действующим законодательством - то пойдет упьется винишком. В компании транспортника, журналиста, водителя и пешехода. И только мутная рожа со стремным рылом будут довольны.

Такое вот мрачное парковочное настоящее. Как же с ним бороться?


 

В борьбе активистов против парковки побеждает парковка

Методов борьбы с автохамами и наведения порядка есть множество. И почти все они безрезультатны. Пока мы отрубаем одну голову гидры, на ее месте вырастает еще три. 

Хипстер-урбанист нарисует на экране Макбука велодорожку на месте парковки, парклет вместо парковочного кармана, после чего подаст петицию и, довольный, уйдет пить смузи.

Журналист напишет 100500-ю новость о припарковавшемся на пешеходном переходе автохаме, из-за которого мамы с детскими колясками не могут перейти дорогу. После чего посчитает свой долг исполненным - до следующей новости аналогичного типа про автохама, припарковавшего машину на трамвайных путях. Через полчаса.

Транспортник будет с мрачным лицом пробираться сквозь пробки, ругая "оленей" и прочих представителей городской дорожной фауны - ему нужно выполнить свою работу по перевозке пассажиров или грузов из точки "А" в точку "Б" и заработать на этом денег.

Чиновник будет витиевато рассказывать о причинах, почему он не может решить проблему здесь и сейчас. А полицейский разведет руками: "а что я смогу сделать?". 

Пешеход, матерясь, обойдет припаркованную где не надо машину. Водитель таки найдет паркоместо и даст 5-10 гривен мутной роже в жилетке - иначе мутная рожа может поцарапать машину гвоздем или проколоть шины. Или припаркует машину на пешеходном переходе, тротуаре или рельсах трамвая - потому что это бесплатно. а в соседнем паркинге надо платить.

Активист возьмет кувалду и пойдет бороться с ветряными мельницами, активист другого толка возьмет смартфон и опубликует фото машины "автохама" в соцсети в тайной надежде на его совесть или общественное порицание. Сознательный гражданин пожалуется властям или в те же соцсети: "ДОКОЛЕ?"

И только мутная рожа со стремным рылом будут довольно потирать руки: пока все эти делали свое дело и с чувством выполненного долга радовались результатам, те срубили капусты.

А все потому, что неконтролируемая парковка - это гидра, которую нельзя победить без плана. 


 

Светлое будущее парковок: отличный план

Изобретать велосипед тут не нужно. Все, о ком мы поговорили выше, бывали во всяких цивилизованных Европах и даже не столь цивилизованных Азиях, где видели, как все устроено. Стоит припарковаться не там где нужно, или чуть дольше времени простоять - и немедленно суровый Большой Брат пишет "письмо счастья" с большим штрафом. Боясь Большого Брата аборигены давно пересели с личных машин на общественный транспорт и велосипеды - поэтому на улицах цивилизованных городов встретить автохама не получится. Там эти звери вымерли как динозавры. А если все таки европеец, американец или израильтянин решил сунуться на своем автомобиле в город - то у него масса возможностей расстаться со своими кровными - и через СМС, и оплата банковской картой через мобильное приложение, и, (иногда!) - паркомат. Лишь в самом крайнем случае парковку оплачивают наличными инспектору. Иногда можно комбинировать - доехать на своем авто до "перехватывающей" стоянки где-то на окраине у станции метро, бесплатно оставить там машину, и поехать в центр города на комфортном метро, трамвае или автобусе.

Почему бы не сделать то же самое у нас? - задаст вопрос любой здравомыслящий одессит. И будет, черт возьми, прав.

Беда тех методов борьбы против нелегальной или незаконной парковки, которые описаны выше - в их бессистемности и недостаточной опоре на закон. А также на недостаточную волю правоохранителей жестко наказывать нарушителей правил парковки. Ведь они сами от этого богаче не станут, а работы лишь прибавится - особенно тогда, когда убийства и кражи расследовать некому.

Вопросов, по сути, два, и оба упираются в законодательную сферу. У, казалось бы, наиболее заинтересованной стороны,- муниципальных властей, отсутствовали полномочия для контроля над парковками и возможности наказывать за нарушение правил парковки - и это один вопрос. Закон не давал возможность внедрения современных технологий в сферу парковок. Поэтому ранее любые попытки городских властей ввести принудительную эвакуацию машин автохамов, накладывать штрафы, ограничивать места для парковки могли быть с легкостью разгромлены любым, даже полуграмотным, юристом. Как, впрочем и получилось несколько лет назад в первой попыткой ввести эвакуацию неправильно припаркованных машин в Одессе.

Но вот, совсем недавно, законы и постановления Кабмина существенно расширили полномочия местных властей. Самое важное - они получили легальную возможность накладывать штрафы на нарушителей и взимать эти штрафы, для чего уже создан институт муниципальных парковочных инспекторов. Также появилась возможность легально внедрять современные методы оплаты и контроля, которые полностью позволяют исключить из цепочки передачи денег из кармана водителя припарковавшейся машины в бюджет без всяких там стремных рыл и мутных рож.

Не секрет, что в Одессе с помощью экспертной миссии Мирового банка уже давно разрабатывается транспортная стратегия города. Обновление городского транспорта, изменение маршрутов, кредиты ЕИБ и ЕБРР - лишь часть этой стратегии. Парковке там тоже уделено немалое место в виде специальной концепции. Хотя бы потому, что упорядочивание парковочной сферы наполнит городской бюджет внушительной суммой свыше 250 миллионов гривен в год, устранит коррупционную составляющую и позволить очень сильно разгрузить транспортные артерии Одессы.

Для этого уже сейчас создаются две рабочие группы, которые примерно через полгода должны представить конкретные проекты решения проблем и начать затем их реализацию. Попробую разбить этот процесс на понятные элементы:

- Для начала необходимо разобраться - сколько в Одессе сейчас мест на парковках, какие из них надо убрать, какие - дополнить.

- Необходимо разделить город на зоны парковки. Очевидно, что самая дорогая парковка должна быть в центре города, в приморской зоне, в спальных же жилмассивах - дешевле. А в ряде мест - вообще запрещена.

- Необходимо сформировать новый базовый тариф на парковку, так как нынешняя цифра в 5 грн./час давно устарела. Скорее всего, новым базовым тарифом станет 20 грн./час, который будет выше в центре Одессы и, возможно, ниже - в других районах.

- Необходимо создать единую базу данных всех парковочных мест в городе с постоянным автоматическим мониторингом их занятости. Система может передавать данные о свободных парковочных местах водителям - на сайте или в мобильном приложении. Это существенно облегчит жизнь водителям, блуждающим по городу в поисках паркоместа.

- Современные технологии и работа инспекторов по парковке смогут автоматически определять - где стоят машины и как они стоят, выявлять нарушителей и выписывать им штрафы. Также возможности современных технологий подскажут водителям, что оплаченное время их парковки заканчивается - с возможностью оплатить большее время, или уехать.


 

Естественно, что внедрение такой системы займет некоторое время и многим не понравится. В первую очередь, это не понравится стремным рылам, в чьи карманы стекается сейчас "черный нал" от нынешней хаотической парковки - они останутся без источника дохода. Мнения мутных рож в жилетках спрашивать и слушать никто не будет. Также это не понравится автохамам, которые хотят парковаться где хотят и как хотят - их заставят платить за парковку. Именно поэтому нужна серьезная информационная работа: каждый водитель должен понимать, что хорошего и что плохого он получит от новой системы парковки и оплаты за нее. Разумеется, город должен предложить разумную альтернативу тем, кто захочет или будет вынужден затем отказаться от поездок на личных автомобилях - в виде качественного и доступного общественного транспорта. 

В конечном итоге Одесса получит больше свободного места на улицах. Пешеходам станет удобнее, так как автохамы быстро исчезнут при неотвратимом денежном наказании. Всем горожанам станет лучше, так как очень серьезно пополнится муниципальный бюджет - так как деньги за парковку пойдут именно туда, а не в карманы стремных рыл и мутных рож. А водителям станет гораздо комфортнее, так как полностью исчезнет коррупционный и человеческий фактор при парковке. Разумеется, парковка станет дороже - но она превратится из нынешнего бардака в действительно качественную услугу.

И самое главное - напоследок. Хватит ли профессионализма и политической воли для внедрения такой системы, которая, в целом, уже везде в цивилизованном мире работает?

comments powered by HyperComments