Между Одессой и Измаилом можно запустить региональный экспресс, который будет быстрее и дешевле автобусов

Александр Вельможко, фото автора  |  Вторник, 7 февраля 2017, 13:15
Анализ существующего пассажирского сообщения между Одессой и Измаилом позволяет говорить о возможности запуска регионального железнодорожного экспресса, который будет преодолевать расстояние между городами за 4 - 4,5 часа вместо нынешних 6,5 часов и будет стоить дешевле автобусов.
Между Одессой и Измаилом можно запустить региональный экспресс, который будет быстрее и дешевле автобусов

В настоящее время Измаил связан с Одессой регулярными автобусными рейсами и пассажирскими поездами, причем автобусы лидируют по частоте отправлеий и пассажиропотокам.

Рейсовые автобусы и маршрутки сообщением Одесса - Измаил отправляются, в среднем, каждые 40 минут начиная с 3 часов ночи и до позднего вечера. В Измаиле, в зависимости от компании перевозчика, автобусы отправляются либо с проспекта Суворова 56, либо с автостанции на улице Пушкина 70. Из Одессы автобусы отправляются с Итальянского бульвара, начиная с 5 утра, и автовокзала "Привоз", проезжая через Центральный автовокзал. 

Стоимость проезда в автобусах стартует с 113 гривен и выше. Время в пути для официальных автобусных рейсов - 5 часов 44 минуты, для маршруток - 4,5 - 6 часов в зависимости от погоды, загруженности дороги и ее состояния. В связи с ремонтом моста около села Паланка, автобусы идут в объезд через Белгород-Днестровский, Затоку и Овидиополь. Автобусное сообщение страдает от отвратительного состояния большей части единственной магистральной дороги - трассы Одесса - Рени, зависит от погодных условий, а пассажиры рискуют попасть в ДТП.

Железнодорожное сообщение представлено ежедневным пассажирским поездом №145 "Измаил - Одесса - Киев" и нерегулярным поездом №686 "Одесса - Измаил".

Поезд из Киева прибывает в Одессу в 3:10, отправляется в 3:30 и прибывает в Измаил в 9:03, делая остановки на станциях Барабой, Каролино-Бугаз, Бугаз, Белгород-Днестровский, Сарата, Арциз, Дзинилор. Из Измаила поезд отправляется 17:06 и прибывает в Одессу в 22:21. Расстояние в примерно 280 километров поезд преодолевает за 5 часов 15 минут в одну сторону и 5 часов 30 минут в другую. При этом поезд делает две остановки продолжительностью по 20 минут в Белгороде-Днестровском и Арцизе для смены локомотивов. Стоимость билета в купе составляет 108 гривен, в плацкартном вагоне 75 гривен.

Местный пассажирский поезд №686 курсирует между Одессой и Измаилом лишь дважды в неделю, по пятницам и воскресеньям. Из Одессы он отправляется в 16:20, прибывая в Измаил в 22:54, из Измаила - отправление в 23:59 с прибытием в Одессу в 6:39. Время в пути у этого поезда составляет 6 часов 34 минуты - 6 часов 40 минут. Поезд делает остановки на всех станциях по пути следования, в том числе делает две стоянки по 20 минут для смены локомотивов в Арцизе и Белгороде-Днестровском. Стоимость билета - 37 гривен в сидячем или общем вагоне, 78 гривен в плацкартном и 116 в купе.

С точки зрения пассажира, поезд между Одессой и Измаилом комфортнее и дешевле - так как даже купе стоит столько же, сколько проезд в автобусе и дешевле проезда в маршрутке. А плацкарт или сидячий вагон и того дешевле, причем сидячий вагон при том же уровне комфорта, что и автобус, стоит втрое дешеле. При этом поезд не зависит от погодных условий, что наглядно демонстрируется во время сильных снегопадов, и в нем практически отсутствует риск попасть в аварию. Минусы поезда - большее время в пути, сравнительно с автобусом, и зависимость от не самого удобного расписания. Правда, состояние трассы Одесса - Рени и ее загруженность зачастую делают время поездки что на автобусе, что на поезде одинаковым.


Пассажирские поезда на станции Сарата

Вся железная дорога между Одессой и Измаилом - однопутная. Встречные поезда пропускают друг друга на станциях, соответственно составлен график движения пассажирских и грузовых поездов. Участок от Одессы до Белгорода-Днестровского - электрифицированный, его обслуживают магистральные электровозы локомотивных депо Котовск и Знаменка. Участок от Белгорода-Днестровского до Измаила неэлектрифицированный, на нем работают магистральные тепловозы серии 2ТЭ116 в количестве 19 единиц, из которых исправны обычно 15-17, приписанные к локомотивному депо Одесса-Сортировочная, но фактически обслуживаемые в оборотном депо на станции Арциз.


Тепловоз 2ТЭ116 и пассажирский поезд в Измаиле

Поскольку в рамках реформ децентрализации власти и бюджетной децентрализации компенсация за проезд льготных категорий пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении передана в сферу полномочий местных бюджетов, то именно бюджет Одесской области фактически субсидирует планово убыточные перевозки на пригородных поездах в пределах региона. Редакция Южный Курьер Транспорт предлагает Одесскому областному совету, используя областную администрацию и ее профильный департамент, в таких условиях выступить фактическим заказчиком перевозок - поскольку область частично финансирует перевозки, она может предлагать железной дороге свои варианты маршрутов и направлений. 

В частности, уже сейчас можно оптимизировать график движения пассажирских поездов за счет того, что имеется техническая возможность обойтись без смены тепловозов на станции Арциз, что сократит время следования поездов примерно на 20 минут. Поезд сообщением Одесса - Измаил также может обойтись без остановок на станциях Барабой, Аккаржа, Ксениево и Одесса-Западная (последняя - в направлении Измаила), что также позволит ускорить его еще на 15-20 минут за счет стоянок и времени, затрачиваемого на торможение и разгон. Таким образом, поезд Киев - Измаил сможет преодолевать расстояние между Одессой и Измаилом за примерно 5 часов, а поезд Одесса - Измаил - за 6 часов.


Станция Измаил

В случае же запуска на данном участке еще одного поезда в статусе "региональный экспресс" от Одессы до Измаила, с "800-й" нумерацией и использованием в качестве подвижного состава современного дизель-поезда или рельсового автобуса, время в пути можно сократить и до 4 - 4,5 часов. На "Укрзализныце" на Львовской, Юго-Западной и Южной железных дорогах имеются современный дизель-поезд Крюковского завода "ДПКр-2" и рельсовые автобусы "PESA-630М". Перевод одного из таких составов на Одесскую железную дорогу, или же закупка нового в рамках плана обновления подвижного состава "Укрзализныци" на нынешний год позволит обеспечить запуск такого регионального экспресса.


Дизель-поезд "ДПКр-2", 3 вагона, 283 места, 140 км/час, цена 109 млн. гривен в 2015 году.

Поезд "ДПКр-2" в стандартном трехвагонном виде имеет 283 сидячих места и может развивать скорость до 140 км/час. Рельсовый автобус "PESA-630М" в двухвагонном составе вмещает 192 пассажира и развивает скорость до 120 км/час.


Рельсовый автобус (дизель-поезд) "PESA-630М" - два вагона, 192 сидячих места. В настоящее время в трехвагонной версии стоит около 120 млн. гривен.

Технические ограничения на нынешней железной дороге между Одессой и Белгородом-Днестровским позволяют на некоторых прямых участках развивать скорости до 100-120 км/час, в то же время на ряде участков между Арцизом и Измаилом профиль пути и кривые дают естественное ограничение скорости лишь до 70-80 км/час. Таким образом, общая протяженность железной дороги от Одессы до Измаила в 287 километров дает техническую возможность обеспечить среднюю маршрутную скорость с учетом остановок и ограничений не менее, чем 70 км/час.

И это значит, что новый, имеющий привлекательный дизайн, с достаточно комфортными сидячими местами сможет доехать от Одессы до Измаила за 4 часа - с остановками на станциях Каролино-Бугаз, Бугаз, Белгород-Днестровский, Сарата, Арциз и, возможно, Дзинилор или Котлабух. При стоимости проезда, примерно равной нынешней цене билета в плацкартном вагоне - 75-80 гривен, такой региональный экспресс станет серьезным конкурентом автобусам и маршруткам, курсирующим из Измаила, Арциза, Сараты в Одессу. 

Расписание такого поезда оптимальнее всего выглядит с ранним отправлением из Измаила - около 4 утра, что позволит к 8 - 8:30 прибывать в Одессу. В обратном направлении поезд может отправляться около 18-19 часов с прибытием в Измаил в 22-23 часа. При этом сохранит свое курсирование поезд Измаил - Киев с существующим графиком (вечерний рейс из Измаила до Одессы и ночной-утренний из Одессы в Измаил). Существующий же "долгий" поезд Одесса - Измаил с частыми остановками можно сохранить в ежедневном режиме, но с изменением графика - отправлением из Одессы в первой половине дня с прибытием в Измаил к 15-16 часам, и отправлению из Измаила около полуночи так, как и сейчас.

В настоящее время Одесский областной совет и Одесская областная администрация имеют все возможности, в том числе и финансовые, для принятия соответствующего решения с последующим обращением к руководству "Укрзализныци" о выделении имеющегося или закупки нового состава дизель-поезда для запуска регионального экспресса до Измаила. И это может быть сделано не только для улучшения комфорта и удобства пассажиров, но и со стратегическими целями обеспечения удобной транспортной связи юга Одесской области с областным центром и всей Украиной.

comments powered by HyperComments