В Одессе собираются провести аварийный ремонт дамбы Хаджибейского лимана (ВИДЕО)

Пятница, 19 ноября 2021, 10:40
Объявлен тендер на первоочередные работы по капитальному ремонту аварийных участков дамбы Хаджибейского лимана, которая защищает от наводнения одесскую Пересыпь.
В Одессе собираются провести аварийный ремонт дамбы Хаджибейского лимана (ВИДЕО)

17 ноября управление капитального строительства одесского горсовета объявило тендер в системе Prozorro на первоочередные мероприятия по капитальному ремонту и стабилизации нескольких аварийных участков дамбы Хаджибейского лимана. 

Стартовая стоимость тендера 27 миллионов и полторы тысячи гривен. Прием заявок до 3 декабря, электронные торги состоятся 6 декабря. А все обозначенные работы нужно выполнить до 31 декабря 2022 года. 

В ходе работ подрядчик должен будет провести обследование, укрепить откосы, обустроить волноотбойные блоки на пяти участках дамбы общей длиной 600 метров - 4 по 100 метров и один на 200 метров. Это наиболее изношенные и "уставшие" места дамбы.

Перед этим был проведен тендер на обследование дамбы, результаты которого должны быть до конца декабря нынешнего года. Также из городского бюджета были выделены 4,4 миллиона гривен на ремонт насосных станций по Хаджибейской дороге, 32, которые могут перекачивать воду из Хаджибейского лимана в море в случае аварийной ситуации.

Подробнее о состоянии дамбы и опасности, которую она представляет для всей Одессы - в нашем видеосюжете.

В настоящее время уровень Хаджибейского лимана более чем на 2,5 метра превышает нормальный. Сама дамба находится в аварийном состоянии. Те насосные станции, которые находятся непосредственно у тела дамбы, уже давно протекают. Тело дамбы тоже протекает и повреждается после каждого серьезного дождя или шторма на Хаджибейском лимане. Соответственно, угроза прорыва дамбы и затопления всей Пересыпи, со всеми вытекающими последствиями, нависает над Одессой как Дамоклов меч. 

После того, как еще с конца 1920-х годов одесская канализация стала сбрасываться в Хаджибейский лиман, уровень водоема стал стремительно расти, и уже в начале 1930-х пришлось строить дамбу, чтобы защитить от затопления Пересыпь. И все равно полностью это не удалось - хотя бы потому, что лиман все же затопил часть территории Хаджибейского парка, в том числе с участком линии 20-го трамвая. Дамбу построили на деревянных сваях, вбитых прямо в песчаный или илистый грунт -  то есть, надежного основания у нее нет.

В 1941 году дамбу взорвали отступающие советские войска, и больше чем на полгода вся одесская Пересыпь оказалась затоплена водой. Дамбу восстановили в середине 1942 года румынские оккупанты. А затем ее ремонтировали в конце 1960-х - примерно тогда же, когда проложили нынешнюю Объездную дорогу вокруг Одессы.

В 2016-2017 гг. на ремонт Хаджибейской дамбы выделили 42 миллиона гривен. Ее действительно укрепили, но это было, извините, залатывание дыр. Уже штормы 2019 и 2020 года очень серьезно повредили дамбу. А выпавший 22 июля 2021 года сильнейший ливень снова серьезно повредил дамбу. Зная о проблеме, городские власти стучатся, в самом буквальном смысле, во все двери, во все инстанции. Дело в том, что дамба до недавнего времени была фактически бесхозной. Никакого практического решения проблемы на данный момент нет.

Но есть уже не один, а два вариант, как можно быстро решить проблему. По дамбе проходит часть Объездной дороги - она здесь узкая и двухполосная, нуждается в расширении до 4 полос. 

Один из вариантов, озвученный вице-мэром Одессы Михаилом Кучуком - это строительство новой дамбы, параллельно старой, с размещением на ней двух полос дороги. Затем будет реконструирована старая дамба -  и по ней также проложат еще две полосы дороги.. Сейчас уже иду проектные работы относительного того, как именно это делать. 

Второй вариант, о котором рассказал руководитель службы автодорог Одесской области Дмитрий Рыбалка, состоит не только в дорожном строительстве ценой более 3 миллиардов гривен, но и в реализации еще одного проекта с ценой около 800 миллионов гривен. Речь идет о реконструкции так называемого Румынского канала для того, чтобы регулировать уровень Хаджибейского лимана и постепенно понизить его до нормативных показателей - примерно на 2-2,5 метра от нынешнего. Тогда, считает Дмитрий Рыбалка, вода отступит от нынешней старой дамбы и непосредственная угроза ее прорыва будет снята. И уже после этого можно спокойно возводить фактически новый участок Объездной дороги в том или ином виде, который также будет выполнять функции дамбы и защищать от возможности затопления низменных районов Одессы - полей орошения и Пересыпи.

comments powered by HyperComments