Фото дня: как одесские трамваи собирались в пробки у вокзала

Среда , 20 сентября 2017, 16:52
Одним из главных узлов сети трамвайных маршрутов Одессы является конечная станция у железнодорожного вокзала, расположенная на Старосенной площади. Показываем, как она выглядела в "раньшее время".
Фото дня: как одесские трамваи собирались в пробки у вокзала

Сейчас конечная станция трамваев у железнодорожного вокзала на Старосенной площади - один из главных транспортных узлов города. Здесь проходят транзитом маршруты №3 и №10, связывающие центр города с крупными жилмассивами Черемушки и Таирова. Отсюда отправляются маршруты до Люстдорфа, Рыбного порта, Школьного аэродрома, а также №11 на Молдаванку - до Алексеевской площади. 

Здесь же, естественно, железнодорожный вокзал, автовокзал "Привоз", автостанция "Привокзальная" и новая автостанция "Старосенная". В случае с последней в одном комплексе объединены конечная станция трамвая, конечная остановка нескольких городских автобусных маршрутов, пригородные и междугородние автобусные рейсы.

До 2016 года на этой конечной остановке царила достаточно запущенная и грязная обстановка, а архитектурную композицию составлял один остановочный павильон 1976 года постройки в стиле брежневского функционализма. 


Водопроводная улица около Старосенной площади с видом на здание пожарной части, превращенный в планетарий Пантелеймоновский собор. Из транспортной инфраструктуры интересны "трехпутные" рельсы узкой и широкой колеи, древний служебный трамвай и автобус с пассажирским прицепом.

Но куда интереснее здесь было гораздо раньше. Трамвайные пути не сходились в одну конечную станцию с четырьмя путями для остановки, посадки и высадки пассажиров. Всю Старосенную (в советское время - сквер 9-го Января) площадь огибало однопутное кольцо, на котором трамваи десятка разных маршрутов буквально "толпились" в пробке.


Трамвай КТМ-2 на фоне здания вокзала - здесь была конечная остановка

В таком виде кольцо появилось в 1934 году, когда в Одессе проложили первые трамвайные пути широкой колеи.


Трамвай РВЗ-6 огибает сквер 9-го Января - достаточно обширную по тем временам зеленую зону

Старожилы вспоминают, что можно было за полчаса проехать от Люстдорфа почти до вокзала, и потом еще полчаса ползти по этому кольцу до конечной остановки.


Трамвайная пробка около вокзала, примерно в том месте, где находится выход с перронов на Старосенную площадь

В 1960-1970-е гг., когда было сделано большинство из опубликованных здесь фото, здесь можно было встретить множество разных моделей трамваев: МТВ-82, КТМ-1, КТМ-2, РВЗ-6 и привычные до сих пор "Татры-Т3".


Конечная остановка, видны фрагменты зданий нынешнего учебного корпуса Экономического университета и управления железной дороги

Когда шла первая реконструкция в середине 1970-х, то специально под размещение трамвайной конечной станции вырубили деревья с части сквера. 


Трамвай объезжает сквер 9-го Января со стороны, примыкающей к Сахалинчику

Сначала в 1974-76 гг. построили новое кольцо с конечной станцией вместо части сквера. Затем, "переключив" на него движение трамваев, разобрали старое кольцо, за счет чего расширили проезд для автомобилей с Водопроводной мимо здания вокзала.


Схема перестройки трамвайного узла у вокзала, оцифрованная и восстановленная Александром Сандлером. "Внутри" - нынешнее кольцо, "снаружи" - старое кольцо вокруг сквера.


Бельгийский трамвай, капитально перестроенный в фактически новый вагон "одесского" типа в конце 1950-х на фоне здания вокзала

Использованы фотографии из коллекций Хенка Онтропа, Ааре Оландера, Анатолия Вильковича, Вольфганга Шрайнера, Ханса Орлеманса, фондов музея КП "Одесгорэлектротранс" и архива кинофотодокументов Украины

comments powered by HyperComments