Проблема разрушения одесской Потемкинской лестницы может быть вызвана забившейся ливневой канализацией (ФОТО)

Вторник , 24 января 2017, 10:25
Как известно, в Одесе на капитальный ремонт закрыта одна из главных достопримечательностей города – знаменитая Большая, Бульварная, Приморская, или Потемкинская лестница.
Проблема разрушения одесской Потемкинской лестницы может быть вызвана забившейся ливневой канализацией (ФОТО)

Памятник архитектуры реконструируют, как утверждают городские власти. Строго по графику и без каких-либо осложнений. В настоящее время выполнены работы по восстановлению трех сквозных проходов под лестницей, что обеспечило снижение повышенной влажности и естественное проветривание так называемого "тела лестницы". На 90% выполнено укрепление монолитными железобетонными поясами арок под лестницей и проведена обработка ракушечника специальными растворами. Между Потемкинской лестницей и фуникулером обустроена подпорная стенка в виде террас. В целях безопасности под фуникулером будет обустроен арочный пролет.

И хотя мэрия с завидной периодичностью отчитывается о ходе выполнения ремонтно-восстановительных работ, одесситы сами пытаются понять, что же в данный момент происходит на склонах Приморского бульвара.

Проблема одесской Потемкинской лестницы может быть и-за забившейся ливневой канализации
Фото: Вячеслав Грубый

Очередная жаркая дискуссия развернулась вокруг проблемы ремонта Потемкинской лестницы после поста в Фейсбуке руководителя туристической фирмы Тудой-Сюдой Александра Бабича. Он, со ссылкой на специалиста по одесским катакомбам Константина Пронина, утверждает, что надо в срочном порядке решать проблему дренажной системы под лестницей, иначе памятник архитектуры может, грубо говоря, съехать в море.

"Сегодня консультировался с лучшим в городе специалистом по ракушняку. К.К. Пронин оценивая ситуацию говорит, ракушняк после намокания теряет 30%-50% прочности на раздавливание. Накрывать его надо было и не допускать попадания влаги. Если строители не заложили туда двойной запас прочности, то у нас будут серьёзные проблемы. Кроме того, дренажка, которая идёт от Екатерининской площади и врезается в дренажку, проходящую под Приморским бульваром (8-10 метров от домов), забита на отрезке у Дюка. И там давно происходит обильное впитывание воды. Куда она уходит под лестницу и под Дюка - большой вопрос, который требует оперативного вмешательства", - подчеркнул Александр Бабич.

Несколько дней назад было озвучено мнение руководителя НПЦ "Экострой" Владимира Суханова, который утверждает, что вода в толщу камня проникла совершенно незначительно.

Советник городского головы Юрий Верба отмечает: "Благодаря уже выполненным работам по креплению арок и кардинальному повышению прочности известняковой поверхности путем пропитки специальным составом, разговоры о прочности лестницы в целом, остались уделом дилетантов и болтунов. Поверьте специалисту занимающемуся дренажом в Одессе 30 лет".

В это не верит общественный активист Юрий Никитин, который утверждает, что проблема забитых ливневок – беда для всего города, прежде всего для центральной его части, построенной преимущественного из ракушечника.

Проблема одесской Потемкинской лестницы может быть и-за забившейся ливневой канализации

"Обратили внимание на "нити" трещин черной кучуковской плитки, которой устелен бульвар. Они скорее всего указывают на то, есть подвижки грунта в сторону Потемкинской лестницы. Теперь понятно почему это происходит и откуда влага в гидроизолированной части лестницы. Предположения о том, что это ливневка, естественно возникали, но подтверждение я услышал от Вас. Теперь интересно, почему такой крупный специалист, как Суханов не озаботился этим вопросом. Видимо сильно торопился освоить деньги на лестницу. Кстати это объясняет и другие проблемы с бульваром, а именно с Воронцовским и Ротондой, о которых говорили на совещании по Лунному и которые мы увидели вчера под ними. Нахозяйствовали, в общем. Это при том, что неупорядоченные воды - это главный фактор оползней, способный поставить крест и на подпорных стенах и на "любимых" сваях", - подчеркнул Юрий Никитин.

О забитой ливневой канализации, как утверждают участники дискуссии, свидетельствует тот факт, что в районе лестницы еще года с 2008 года периодически воняет. 

Потемкинская лестница была спроектирована архитекторами Ф. К. Боффо, А. И. Мельниковым и К. И. Потье в 1835 году, построена в 1837—1841 годах инженерами Дж. Уптоном и Г. С. Морозовым.