"Денег нет, но вы держитесь": в России массово уничтожают электротранспорт

Александра Игнатьева  |  Четверг , 14 июля 2016, 15:25
За 2014-2016 год в ряде городов Российской Федерации перестали работать целые системы электротранспорта, а также постоянно сокращается протяженность линий трамваев и троллейбусов. Справедливости ради, в некоторых городах все же строятся новые трамвайные или троллейбусные линии.
"Денег нет, но вы держитесь": в России массово уничтожают электротранспорт

Общественный транспорт – неотъемлемая часть жизнь любого города. Электротранспорт не только избавляет дороги от пробок, он еще и экологически чище автотранспорта. Но, к сожалению, в то время как развитые страны это понимают и вкладывают деньги на усовершенствование инфраструктуры и закупку нового подвижного состава, в большинстве стран бывшего СССР намеренно уничтожают трамвайные и троллейбусные линии, в дальнейшем пуская на маршруты автобусы. Одной из таких стран является Россия, в которой за 2014-2016 год были закрыты не только множество маршрутов, но и целые трамвайные и троллейбусные системы.

В связи с кризисом, вызванным санкциями и обвалом курса рубля, Россия переживает сейчас нелёгкие времена. Особенно остро эти проблемы ощущают на себе муниципальные перевозчики различных городов. Так, многие – то ли с попустительства властей, то ли по рыночным причинам, -- были вынуждены прекратить свою деятельность либо сократить объём перевозок.

При этом, стоимость проезда в большинстве систем электротранспорта России составляет от 13 до 20 рублей - что составляет примерно от 4 до 8 гривен. Большинство льгот отменены, а зарплаты персонала примерно такие же, как и в Украине. 

В Москве, столице России, со 2 мая 2016 года было отменено большинство троллейбусных маршрутов в центре города: 1,2,9,15, 31 и 44. Вместо них пустили автобусы. Также 5 декабря прошлого года были отменены троллейбусные маршруты №№ 79к "Стадион "Лужники" (южн.) — Улица Новый Арбат" и 95 "Метро "Краснопресненская" — Савеловский вокзал". 3 августа 2015 года прекратили работу троллейбусные маршруты № 68 "Ивановское ‒ Проезд Энтузиастов" и № 87 "16-я Парковая улица ‒ Электрозаводский мост". Троллейбусные маршруты заменяют автобусами - но без масштабных закупок новой техники. В результате страдают пассажиры - так как для замены троллейбусов в центре Москвы автобусы снимают с маршрутов в других районах. 


Московские троллейбусы стоят в "пробке" из-за поврежденной контактной сети, фото www.transphoto.ru, пользователь Guaglione

Проблема уничтожения электротранспорта присутствует не только в Москве. Так, в городе Курган троллейбусы перестали выходить на маршруты в апреле 2015 года. Хоть кредиторы и согласились выпускать троллейбусы при условии предоставления гарантий по выплате долгов, администрация предприятия это проигнорировала. В ноябре 2015 года стало известно о полной ликвидации троллейбуса. В июне этого года все 45 троллейбусов были выставлены на продажу. По состоянию на 12 июля, продано 40 нерабочих троллейбусов, а оставшиеся 5 в рабочем состоянии пока находятся на территории парка.


Закрытое троллейбусное депо Кургана, фото Егор Решетков

В Дзержинске Нижегородской области, несмотря на многочисленные митинги граждан, 17 декабря 2015 года трамваи в последний раз выехали на улицы города. В тот момент в городе работало два маршрута, №4 и №5, которые пользовались у жителей популярностью. Однако власть посчитала работу трамваев экономически нецелесообразной и решила заменить их на "комфортабИльные" автобусы (так и было написано в официальном релизе мэрии). Ошибка стала своеобразным интернет-мемом. Также под угрозой движение троллейбусов - предприятию отключают электричество за долги.


Трамваи Дзержинска уже больше никуда не поедут, декабрь 2016, фото Антон Малов

В Новокузнецке 31 декабря 2014 был закрыт трамвайный маршрут №3 "Транспортная — Куйбышево", а 16 мая 2015 - маршрут № 12 с заменой трамвая троллейбусом. Администрация Новокузнецка регулярно высказывает планы по сокращению трамвайных линий в Центральном и Куйбышевском районе, ссылаясь на дорожные пробки и неэффективность работы трамвая.


Разборка трамвайной линии в Новокузнецке летом 2015-го, фото Владимир Ким

В Брянске 5 марта 2016 были закрыты троллейбусные маршруты №10 "Бежицкий рынок — Юридический факультет БГУ" и №10к "Бежицкий рынок — Центральный рынок".

В Белгороде в 2015 году были закрыты такие маршруты: 6 "ЖД вокзал — ГорМаш" (закрыт с 13.12.2015), №7 "Аэропорт — БГТУ им. Шухова" (закрыт с 12.2015 г;), №10 "Энергомаш — БВК" (закрыт с 09.2015).

В Тольятти с 1 января 2016 года троллейбусные маршруты №№ 5, 9, 10, 11, 15, 23 и 57к были отменены. На маршрутах №№ 4, 13 и 14 увеличились интервалы движения. В городе продолжают работу восемь маршрутов.

Благодаря целенаправленной политике ныне сидящего в СИЗО мэра Владивостока Игоря Пушкарева, весь электротранспорт города сократился до одного маршрута трамвая и двух коротких маршрутов троллейбуса с тремя десятками единиц подвижного состава на 600-тысячный город.

Также периодически обсуждается закрытие троллейбусного движения в Благовещенске, Петрозаводске, Вологде, Волгограде и Астрахани. В Астрахани, кстати, до этого в 2007 году полностью закрыли все линии трамвая.


Троллейбус "Шкода" в Вологде, более новый, чем купленные подержанными из Чехии в Одессу троллейбусы той же модели. фото: Александр Громов

Сокращаются объемы движения троллейбусов в оккупированном Россией Крыму. Так, из-за перебоев с поставками электроэнергии более полугода не работала междугородняя линия троллейбуса между Симферополем и Ялтой. Сейчас она возобновила работу, но с большими интервалами движения, чем ранее, а городские маршруты Симферополя теперь работают только в часы пик и с недостаточным количеством троллейбусов. Прекратила работу и маленькая линия "пляжного" трамвая в селе Молочное под Евпаторией - уже два летних сезона перевозки не осуществляются.


Ржавые рельсы закрытого трамвая в Молочном, фото Юрий Максимов

В то же время новая линия трамвая прямо сейчас строится в Екатеринбурге. В столице Татарстана Казани периодически закрывают одни линии трамвая, строя вместо них другие в новые жилые микрорайоны. На Северном Кавказе в Махачкале и Черкесске идет строительство новых линий троллейбусов. В Твери трамвайная сеть подверглась сокращению до двух маршрутов, причем оба сохранившихся маршрута в 2015 году были "перезапущены" заново: несколько месяцев трамвай в городе не работал вообще из-за ремонта линий и ожидания поставок новых вагонов.

comments powered by HyperComments