В Швеции испытывают трассу для электрогрузовиков

В Швеции начались испытания специальной трассы для грузовиков с электроприводом. Новинка состоит в подвеске над обычной автодорогой контактной сети, через которую грузовые автомобили с электроприводом могут получать энергию для движения или подзарядки аккумуляторов.


22 июня открылась первая в мире электрическая дорога недалеко от города Евле, в центральной части Швеции. Гибридные грузовики выпущенные шведским автопроизводителем "Скания" протестировали открывшиеся два километра полосы на автомагистрали Е16, используя электроприводную технологию, разработанную компанией Siemens.

Новая технология , которая является результатом нескольких лет сотрудничества между шведским правительством и частным сектором, заключается в возможности электрогрузовику с гибридным двигателем, получать  электрическую энергию от токоприемника-пантографа, который установлен на раме позади его кабины.

В свою очередь, токоприемники связаны с двумя линиями контактной сети, которые находятся в  правой полосе дороги, благодаря чему грузовики могут свободно подключаться и отключаться от воздушных проводов во время движения. Данная технология позволяет выходить  за пределы  работающей на электротяге полосы движения, тем самым отключая пантограф, приводить в действие грузовик двигателем внутреннего сгорания или аккумуляторным  электродвигателем.

Все грузовики Scania - гибридные и сертифицированы по стандарту Euro6 и работают на биотопливе.

Руководитель отдела  исследований по электрофикации в компании Scania  Нильс-Гуннар Вогстедт, отметил, что электрификация автомобильных дорог является хорошим способом повышения экологичности транспорта, не требующая заново создавать дорожные сети.

Основными источниками финансирования технологии являются шведская транспортная администрация Trafikverket, Шведское энергетическое агентство Energimyndigheten, инновационное агентство Vinnova, компании автопроизводитель Scania и немецкий транснациональный концерн работающий в области электротехники, энергетического оборудования и транспорта Siemens. В проект заложено около 77 миллионов шведских крон  государственных средств, при этом около 48 миллионов шведских крон в виде софинансирования со стороны делового сообщества и региональной власти Гевлеборга, которая является координатором.

Программа "Electric Road E16" позволит существенно снизить расходы на эксплуатацию транспортных средств, уменьшить количество вредных выбросов до 90% и повысить эффективность гибридных грузовиков при решении различных транспортных задач.

По своей сути примененная в Швеции технология является попыткой совместить уже реализованные ранее технические решения - как в контексте внедрения автомобилей с полностью электрическим или гибридным приводом, так и систем грузового троллейбуса. В СССР несколько десятков лет назад проводились эксперименты по созданию грузовых автомобилей с электроприводом, работающих от контактной сети обычного троллейбуса. Такие экспериментальные грузовики некоторое время работали в Крыму, перевозя грузы между Симферополем и Ялтой. А для перевозок грузов в городах в СССР серийно производились грузовые троллейбусы на Киевском заводе электротранспорта - несколько таких машин было и в Одессе.

Фактически, техногия "Скании" дополняет электромобиль или гибридный автомобиль возможностью получения электроэнергии от контактной сети. Однако, шведы применили вместо троллейбусных штанг токоприемники типа пантограф - только ради возможности не останавливаться хотя бы на одну минуту для подключения или отключения от контактной сети, что актуально при плотном трафике и обгонах. 

Фото: www.scania.com, архив КРПП "Крымтроллейбус"