Страны Прибалтики начинают строительство железной дороги европейской колеи

Прибалтийские страны бывшего СССР, а также Финляндия и Польша, совместными усилиями и на средства Евросоюза окончательно решили строить новую железную дорогу европейской колеи от Варшавы до Таллинна. Стоимость всего проекта оценивается от 3,7 до 5,2 миллиарда евро.


21 июня в Роттердаме представители Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Финляндии, а также координаторы Балтийского транспортного коридора ЕС подписали совместную декларацию о намерениях строительства железной дороги Rail Baltica европейской колеи, которая должна связать "старые" страны Евросоюза с Прибалтикой и Финляндией. 

Проект Rail Baltica будет иметь маршрут Варшава - Каунас - Паневежис - Рига - Пярну - Таллинн и создаст, таким образом, прямой транспортный коридор от Финляндии через Прибалтику и Польшу в любую страну Европы. Конечный отрезок от Таллинна до Финляндии "закрывается" паромной переправой - либо железнодорожной, либо с перевалкой грузов в порту Таллинна.

Общая стоимость всего проекта оценивается в диапазоне от 3,7 до 5,2 миллиарда евро. Строительство планируется начать в 2018 году и завершить  к 2025-му. Это будет самый масштабный проект нового железнодорожного строительства на территории бывшего СССР, если не считать российских железнодорожных строек в условиях вечной мерзлоты для эксплуатации газовых месторождений.

Сейчас начинается финансирование проектирования будущей железной дороги, которое обойдется в 202 миллиона евро за счет Еврокомиссии. Литве Еврокомиссия решила выделить 190 млн евро. Эстония получит 10,9 млн евро. Размер финансовой поддержки Латвии не уточняется, но сумма составит около 2 миллионов евро. Еврокомиссия также выдвинула Литве условия как можно быстрее договориться с Латвией и Эстонией об управлении компанией RB Rail (совместное предприятие трех балтийских стран, созданное для управления проектом Rail Baltica), поскольку ее правление до сих пор не сформировано из-за их разногласий.

Страны Прибалтики и Финляндия, ранее входившие в состав Российской империи и СССР (без Финляндии, естественно), сохранили у себя "русскую" железнодорожную колею в 1520 мм. Ширина европейской "стефенсоновской" колеи 1435 мм. Из-за разницы в ширине колеи на границе приходится проводить процедуру перевалки грузов с вагонов одной колеи на другую, либо, в исключительных случаях, заменять ходовые тележки грузовых вагонов. В пассажирском движении также практикуется процедура смены тележек у вагонов, которая занимает несколько часов. 

Сейчас большинство подвижного состава железных дорог Латвии, Литвы и Эстонии - это модернизированные, в той или иной мере, локомотивы и пригородные электро- и дизельпоезда еще советского производства.

После завершения строительства "евроколеи" возможно несколько вариантов развития железных дорог в странах Прибалтики. Как один из сценариев, возможно постепенное сокращение сети железных дорог "русской" колеи в этих странах - как за счет перестройки на "евроколею", так и за счет полного закрытия линий с малым объемом движения. При этом магистральные ветки "русской колеи", ведущие от границ с Россией и Беларусью в направлении портов, безусловно, сохранятся. Как еще один сценарий, можно допустить запуск по новой линии Rail Baltic высокоскоростных пассажирских поездов.

На фото: модернизированный с установкой американского дизеля советский тепловоз 2М62 Литовских железных дорог, фото www.trainpix.org, пользователь Mehanik75

Материалы по теме