Страны Прибалтики начинают строительство железной дороги европейской колеи

Среда , 22 июня 2016, 15:40
Прибалтийские страны бывшего СССР, а также Финляндия и Польша, совместными усилиями и на средства Евросоюза окончательно решили строить новую железную дорогу европейской колеи от Варшавы до Таллинна. Стоимость всего проекта оценивается от 3,7 до 5,2 миллиарда евро.
Страны Прибалтики начинают строительство железной дороги европейской колеи

21 июня в Роттердаме представители Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Финляндии, а также координаторы Балтийского транспортного коридора ЕС подписали совместную декларацию о намерениях строительства железной дороги Rail Baltica европейской колеи, которая должна связать "старые" страны Евросоюза с Прибалтикой и Финляндией. 

Проект Rail Baltica будет иметь маршрут Варшава - Каунас - Паневежис - Рига - Пярну - Таллинн и создаст, таким образом, прямой транспортный коридор от Финляндии через Прибалтику и Польшу в любую страну Европы. Конечный отрезок от Таллинна до Финляндии "закрывается" паромной переправой - либо железнодорожной, либо с перевалкой грузов в порту Таллинна.

Общая стоимость всего проекта оценивается в диапазоне от 3,7 до 5,2 миллиарда евро. Строительство планируется начать в 2018 году и завершить  к 2025-му. Это будет самый масштабный проект нового железнодорожного строительства на территории бывшего СССР, если не считать российских железнодорожных строек в условиях вечной мерзлоты для эксплуатации газовых месторождений.

Сейчас начинается финансирование проектирования будущей железной дороги, которое обойдется в 202 миллиона евро за счет Еврокомиссии. Литве Еврокомиссия решила выделить 190 млн евро. Эстония получит 10,9 млн евро. Размер финансовой поддержки Латвии не уточняется, но сумма составит около 2 миллионов евро. Еврокомиссия также выдвинула Литве условия как можно быстрее договориться с Латвией и Эстонией об управлении компанией RB Rail (совместное предприятие трех балтийских стран, созданное для управления проектом Rail Baltica), поскольку ее правление до сих пор не сформировано из-за их разногласий.

Страны Прибалтики и Финляндия, ранее входившие в состав Российской империи и СССР (без Финляндии, естественно), сохранили у себя "русскую" железнодорожную колею в 1520 мм. Ширина европейской "стефенсоновской" колеи 1435 мм. Из-за разницы в ширине колеи на границе приходится проводить процедуру перевалки грузов с вагонов одной колеи на другую, либо, в исключительных случаях, заменять ходовые тележки грузовых вагонов. В пассажирском движении также практикуется процедура смены тележек у вагонов, которая занимает несколько часов. 

Сейчас большинство подвижного состава железных дорог Латвии, Литвы и Эстонии - это модернизированные, в той или иной мере, локомотивы и пригородные электро- и дизельпоезда еще советского производства.

После завершения строительства "евроколеи" возможно несколько вариантов развития железных дорог в странах Прибалтики. Как один из сценариев, возможно постепенное сокращение сети железных дорог "русской" колеи в этих странах - как за счет перестройки на "евроколею", так и за счет полного закрытия линий с малым объемом движения. При этом магистральные ветки "русской колеи", ведущие от границ с Россией и Беларусью в направлении портов, безусловно, сохранятся. Как еще один сценарий, можно допустить запуск по новой линии Rail Baltic высокоскоростных пассажирских поездов.

На фото: модернизированный с установкой американского дизеля советский тепловоз 2М62 Литовских железных дорог, фото www.trainpix.org, пользователь Mehanik75

comments powered by HyperComments