2 мая столица Узбекистана ликвидировала электротранспорт (ФОТО)

2 мая в столице Узбекистана Ташкенте прекратилось движение электротранспорта. Город с населением в почти два с половиной миллиона человек заменил экологически чистые трамваи и троллейбусы на автобусы малой вместимости.


Существовавшая на протяжении 115 лет трамвайная система Ташкента - столицы Узбекистана, 2 мая прекратила работу. Ликвидация электротранспорта произошла на фоне повсеместного в Европе, Африке, Китае и Северной Америке строительства новых линий трамваев.

В марте нынешнего года трамвай в Ташкенте имел около 88 километров линий, на которых работало 6 маршрутов. Их обслуживали чуть более пятидесяти вагонов, а всего имелось 85 трамвайных вагонов. Двадцать из них - относительно новые вагоны чешского производства модели VarioLF выпуска 2011-2012 гг. - односекционные трамваи с частично низким уровнем пола. 


Последний трамвай последнего 17-го маршрута Ташкента заезжает в депо утром 2 мая 2016 г., фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

До этого, в последние 10 лет, почти все линии трамвая в центре Ташкента были ликвидированы. Вместо них в 2011 году местные власти построили новые линии по так называемой Малой кольцевой автодороге и ряду других улиц. В результате этого линии трамвая Ташкента стали охватывать все окраины города по хорде, а также связывали вокзал с рядом крупных жилмассивов. 


Типичная ситуация в Ташкенте до недавнего времени: все стоят в пробке, кроме трамвая, фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

Решение о полном закрытии трамвая принял лично хоким (мэр) Ташкента Рахмонбек Усманов 29 марта. Решение, принятое с явного ведома "вечного" президента Узбекистана Ислама Каримова, мотивировано увеличением потоков автомобильного транспорта, неэффективной работой существовавших трамвайных маршрутов и недостаточной пропускной способностью улиц Ташкента.


Оставшиеся без работы ташкентские трамвайщики, фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

После этого в местной прессе была опубликована схема - график поэтапного закрытия трамвайных маршрутов. Процесс предполагалось растянуть до августа 2016 года, закрывая по одному маршруту в месяц. После этого вагоны намеревались выставить на продажу с аукциона, улицы, по которым проходили трамвайные линии - расширить за счет демонтажа рельсов, а трамвайное депо застроить. 


Ташкентские трамваи: "Татра" и российский 71-619, фото www.transphoto.ru, пользователь Артур Мыскин

На самом деле в период с 12 по 24 апреля волевыми решениями городской власти движение по пяти маршрутам из шести было прекращено. При этом маршруты трамвая, на которых работали вагоны вместимостью до 170 человек, заменили меньшим количеством автобусов малой (до 40 человек) вместимости. После 24 апреля остался работать лишь один маршрут №17. Утром 2 мая, после того, как один из трамваев сошел с рельсов, все оставшиеся на линии вагоны устным приказом направили в депо - на чем движение трамваев в Ташкенте прекратилось.


Сразу после закрытия движения, трамвайные линии начали разбирать. Процесс демонтажа на улице, которая имеет недостаточную ширину и не справляется с возросшим потоком автотранспорта, фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

По неофициальным источникам информации Южного Курьера среди работников электротранспорта Ташкента, все имеющиеся трамвайные вагоны выставлены на продажу в другие города бывшего СССР. Интерес к ним в той или иной степени, в виде изучения технического состояния вагонов и ценовых предложений, уже проявили электротранспортные коммунальные предприятия Одессы, Харькова, Днепропетровска и некоторых других городов. 


Трамвай VarioLF в Ташкенте, фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

Самый интересный с технической точки зрения предмет покупки - два десятка почти новых частично низкопольных трамваев VarioLF, выпущенных в Чехии в 2011-2012 гг. и купленных по 990 тысяч долларов. В Одессе аналогом такого трамвая, но с иным дизайном передней части, является собранный силами КП "Одесгорэлектротранс" вагон модели Tatra-T3UA "Каштан" - такой же, как и имеющиеся в Киеве шесть трамваев этой модели. Несмотря на то, что в Ташкенте эти вагоны эксплуатировались без серьезного технического обслуживания на весьма некачественных путях, по неофициальной информации, за них просят цену в 800 тысяч долларов, что является простым бухгалтерским пересчетом их остаточной стоимости. При этом на внутреннем рынке Чехии производитель - компания "Прагоимекс", предлагает совершенно новые трамваи этой же модели по цене от 760 до 840 тысяч долларов.

Другие трамваи - три десятка российских вагонов модели "71-619" Усть-Катавского завода 2006-2008 гг. выпуска, 34 вагона модели "Татра-Т6В5" 1994-1998 гг. выпуска, изношены до предела, и в большей своей части неработоспособны и требуют капитального ремонта. Их пытаются продать по цене металлолома. 


Закат трамвайного движения в Ташкенте, фото www.transphoto.ru, пользователь rolly

Троллейбусные линии в Ташкенте закрыли в 2010 году под предлогом их реконструкции и нерентабельности. 

Таким образом, в Узбекистане электротранспорт сохранился на данный момент лишь в виде междугородней линии троллейбуса Ургенч - Хива. А из трамвая во всем среднеазиатском регионе уцелели лишь малые системы в Казахстане - в Павлодаре, Усть-Каменогорске и Темиртау. 


12 апреля 2016 г., Веселый дедушка, специально для маленького ребенка, который находится в проеме передней двери трамвая, крутит пиалу на тросточке. Из вагона слышны нескрываемые детские эмоции радости и восхищения. Трамвай специально задержался на остановке дольше положенного, чтобы продлить представление для ребенка. Фото www.transphoto.ru, пользователь rolly