Частные пассажирские поезда и локомотивы в Украине: реформа железной дороги по образцу России

Министерство инфраструктуры Украины собирается предоставить частным перевозчикам доступ к железнодорожным объектам и возможность осуществлять пассажирские перевозки, повторяя российский сценарий реформирования железных дорог со всеми его недостатками и преимуществами.


Как сообщил Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, частным перевозчикам планируется предоставить права операторов железнодорожной инфраструктуры. Министерство рассчитывает получить обратную связь от железнодорожного рынка и общества, а также рассматривает возможность введения переходных положений с учетом мирового опыта.

В соответствии с предложенным законопроектом, на базе «Укрзализныци» предлагается создать публичное акционерное общество, на 100% находящееся в государственной собственности. Именно оно получит права на управление всей железнодорожной инфраструктурой общего пользования, в число которой входят железнодорожные станции и колеи, трансформаторные станции, контактные сети и системы управления движением.

В свою очередь, частные перевозчики должны будут заключать договор с оператором инфраструктуры о праве доступа к инфраструктурным объектам. Для этого им необходимо иметь лицензию на осуществление соответствующего вида хозяйственной деятельности, сертификат безопасности и тяговый железнодорожный подвижной состав. Оператору инфраструктуры предлагается обеспечить финансовую независимость от перевозчика и равноценный доступ к инфраструктуре.

В "Укрзализныце" отмечают, что данный законопроект учитывает нормативные акты законодательства ЕС. Начальник департамента реформирования и корпоративного развития "Укрзализныци" Евгений Кравцов отметил, что возможность допуска частного перевозчика к тяге непосредственно предусмотрена директивами Евросоюза, которые действуют во всех европейских странах. С учетом опыта Евросоюза, высказывается идея о том, что рынок грузоперевозок максимально эффективен при нескольких участниках, основным из которых является государственный оператор.

Напомним, что первый в Украине частный пассажирский поезд еще в июле прошлого года начал ходить из Киева в Измаил с заходом в Одессу. Сейчас рассматривается запуск этого же поезда на летний сезон 2015 года. Реализованная модель работала по схеме выкупа частной компанией всех мест в поезде с последующей перепродажей билетов, сам состав и локомотив принадлежали при этом "Укрзализныце".

Отметим, что приняв данный закон, Украина пойдет по российскому пути, где на рынок пассажирских железнодорожных перевозок были допущены частные компании. Однако на практике данная инициатива обернулась повышением стоимости железнодорожных билетов и массовой отменой пассажирских поездов - как дальних, так и пригородных. Сейчас на большинстве направлений в России поездка по железной дороге обходится дороже автобуса и даже дороже авиаперелета.

Материалы по теме