Одесский электротранспорт стал лучшим в Украине вместе с винницким и ставит рекорды перевозок

Одесские трамваи и троллейбусы вместе с электротранспортом Винницы признаны лучшими в Украине. В том числе и благодаря росту объема перевозок пассажиров.


В проведенном корпорацией предприятий городского электротранспорта Украины "Укрэлектротранс" конкурсе Одесса вместе в Винницей оказались победителями среди 24 транспортных предприятий страны.

В 2015 году КП "Одесгорэлектротранс" перевезло 172,1 млн. пассажиров - это рекорд за несколько последних лет. Этот показатель на 31,7% больше, чем за 2014 год.


В Одессе при этом обозначился курс на обновление подвижного состава парков трамвая и троллейбуса. Так, в 2015 году на условиях софинансирования с государственным бюджетом впервые за шесть лет куплен новый частично низкопольный трамвай. Также за собственные средства КП собран еще один частично низкопольный трамвай "Каштан", а также объявлен тендер на покупку еще пяти кузовов таких трамваев для последующей самостоятельной сборки. Кроме этого, в Одессу купили десяток подержанных трамваев "Татра". На завершающей стадии находится процесс выделения кредита Европейского банка реконструкции и развития на покупку 45 новых низкопольных троллейбусов, а также объявлен тендер на покупку еще 5 троллейбусов.


Другой победитель - Винница, уже давно занимает лидирующие позиции в работе электротранспорта. Там почти полностью заменен парк трамваев на швейцарские подержанные вагоны, в 2014 году построена новая линия трамвая, в 2014-2015 гг. закуплено 40 новых троллейбусов "Богдан" и проведен капитальный ремонт большинства старых. Кроме того, в Виннице электротранспорт обслуживает наиболее важные направления пассажиропотоков, в том числе и благодаря разумной политике местной власти, которая провела реформирование маршрутной сети и почти полностью ликвидировала маршрутки.

В Одессе ситуация иная. Почти две трети городских пассажиропотоков выполняются маршрутками, которые ходят по основным направлениям из жилмассивов в центр, дублируют друг друга и электротранспорт. А две трети пассажиров электротранспорта - льготники, проезд которых, теоретически, оплачивается из бюджета. В среднем, каждая единица электротранспорта перевозит 688 тысяч человек за год или 1885 человек в день. Из них свой проезд самостоятельно оплачивают лишь 419, а остальные 1466 - едут бесплатно.


Правда, начиная с 2014 года ведется некоторая работа по оптимизации маршрутов трамвая и троллейбуса. В частности, маршрут трамвая №3 продлен таким образом, что связывает теперь жилмассив Таирова с центром города и Пересыпским мостом. Скоро будет обеспечена прямая трамвайная связь поселка Котовского с центром и, возможно, запущен трансгородской маршрут трамвая. Продлеваются в центр города и троллейбусные маршруты с жилмассива Таирова.

Нынешнее состояние парка подвижного состава одесского электротранспорта далеко от идеала.

После 1988 года город получил лишь 13 новых трамваев: 1 в 1999, 10 в 2006-2008 гг., 2 - в 2015-2016 гг. Из остальных в период с 2002 по 2012 было модернизировано с официальным продлением срока службы на 15 лет более 110 вагонов - они сейчас составляют основу трамвайного парка. А самые ранние из модеризированных вагонов уже исчерпали свой срок работы. Сейчас в городе 226 пассажирских трамваев, из которых 176 работоспособных: 110 модернизированных "Татр", 11 относительно новых "К1" и "К1М", 1 "Татра-Юг", 10 купленных в 2015 году модернизированных подержанных "Татр" из Риги, 12 купленных в 2012 году подержанных "Татр" в Чехии. Остальные - старые "Татры", не проходившие модернизацию.


Троллейбусный парк насчитывает сейчас 170 машин, из которых только 111 работоспособных. Самые новые из них - 16 машин "Тролза-Мегаполис", купленных в 2009 году. Также имеется 8 троллейбусов "Шкода-14ТР" и 5 "Шкода-21ТР" выпуска середины 1990-х, купленных подержанными в 2012 году, 10 троллейбусов "ЗиУ", собранных заново на базе машинокомплектов в середине 2000-х. Остальные троллейбусы - 41 машина марки ЮМЗ выпуска 1992-2003 гг., и советские "ЗиУ" 1988-1992 гг. выпуска.


Таким образом, несмотря на улучшение качества работы, начало обновления подвижного состава и рост пассажиропотоков, одесскому электротранспорту еще весьма далеко до идеала. А его лидерство означает, что большинство городов Украиныв в этом плане - гораздо хуже Одессы с ее изношенным электротранспортом.

Материалы по теме