Сколько в Одессе трамваев к 105-летнему юбилею (ФОТО)

В честь 105-летнего юбилея одесского трамвая, Южный Курьер подсчитал - а сколько же в Одессе трамваев и каких. Все данные - на основе открытых источников.


Одесский трамвай пошел в первый рейс 24 сентября 1910 года - по первой линии, которая шла по улице Жуковского через Александровский парк к арке Ланжерона. До этого в городе работала конка, 135-летие которой отметили в этом году, линии паровика, а также короткая линия электрического трамвая от Люстдорфа до 16-й станции Большого Фонтана. За годы своей истории одесский трамвай пережил две войны, в ходе которых движение останавливалось совсем - Гражданскую и Великую Отечественную, перешивку с узкой колеи на широкую, длившуюся почти сорок лет, а также мэра Гурвица, почти угробившего электричесткий транспорт в городе.

Сейчас в Одессе 239 трамвайных вагонов. 218 из них - пассажирские, 21 служебный. Из 218 пассажирских трамваев в работоспособном состоянии - 183, остальные в различных стадиях "убитости", ремонта и восстановления после ДТП. Однако, как известно автору, ежедневно на маршруты выходит не более 120 единиц на все маршруты.

Основу трамвайного парка составляют вагоны чехословацого производства модели "Татра-Т3", поставлявшиеся в Одессу еще в советское время - с 1966 по 1988 годы. Всего их было более 500 штук, но огромное количество было списано как раз в период мэрской каденции Эдуарда Гурвица в 1994-1998 гг. - более 200 единиц. Кроме того, еще 12 единиц этой модели Одесса закупила уже подержанными в городах Чехии - Праге и Мосте в 2012 году. Еще 10 "Татр", также подержанных, закупается сейчас в Риге. До этого, с 1988 по 1997 гг. Одесса купила несколько десятков подержанных вагонов в Мариуполе, Днепродзержинске и Москве.


"Татра-Т3"

Собственно, "Татр-Т3" в изначальном виде, без проведения модернизации, в Одессе сейчас насчитывается 81 штука, 9 из них - самой ранней модификации, выполненной всего с двумя дверьми и поставлявшимися в СССР до 1976 года. Еще 8 таких вагонов - в служебном статусе, переоборудованные в буксиры, вышки, рельсоварочные агрегаты и так далее. Среди таких "Татр" - наибольший процент "убитых" в хлам вагонов, долгие годы простаивающих в депо в ожидании ремонта или списания.


Одна из самых старых "Татр" в двудверной модификации

Двенадцать купленных в Чехии подержанных "Татр" также не модернизированы. Однако, благодаря заботливым рукам чешских трамвайщиков, они и снаружи и изнутри выглядят, несмотря на примерно 30-летнюю эксплуатацию, как новые.


"Татра" из Праги

Основа трамвайного парка города сейчас - это 111 вагонов "Татра", модернизированных до чешского стандарта "Tatra-T3R.P." При этом от старого вагона оставались только корпус и тележки. Старая механическая система управления, основанная на системе контакторов и реостатах, заменяется на комплект силовой электроники на IGBT-транзисторах, что позволяет быть трамваю почти бесшумным, иметь плавный ход и экономить до трети электроэнергии сравнительно с прежней системой управления. Такая модернизация проводилась в Одессе с 2002 по 2012 год - в среднем по 12-16 вагонов ежегодно. Одесса оказалась единственным городом Украины, который провел столь масштабную модернизацию своих трамваев. Но затраченные на модернизацию в течении десяти лет средства позволили бы, с одной стороны, купить за это время 30-40 новых трамваев, ограничившись лишь текущим ремонтом старых, либо могли быть потрачены более эффективно, если бы модернизацию провели за более короткое время - то же количество вагонов за два-три года.


"Татра" модернизированная

Также в Одессе имеется один трамвай модели "Татра-ЮГ" - лицензионная копия чешского "Татра-Т6В5", производимая на заводе "Южмаш" в Днепропетровске одесской компанией "Татра-Юг". Этот вагон был изготовлен в 1997 году, а попал в Одессу в 1999-м - как "подарок" тогдашнего президента Леонида Кучмы. Этот трамвай имеет всего один недостаток - высокий уровень пола в салоне, ведь в конце 90-х в Европе уже вовсю производились низкопольные трамваи.


"Татра-Юг"

Из более новых трамваев в Одессе имеется 10 вагонов модели "К1" производства той же "Татры-ЮГ". По сути это те же "Т6В5", но с измененным дизайном передней и задней части, более жесткой (и дешевой) ходовой частью и более дешевой силовой электроникой украинского производства. Эти вагоны произведены в 2006 (7 вагонов) и 2008 (3 вагона)  гг. Их должно было быть больше, но в 2008 году Одесса не оплатила и, соответственно, не получила еще 5 вагонов. Последняя заказанная партия из восьми трамваев могла бы дать Одессе вагоны российского производства из Санкт-Петербурга с частично низким уровнем пола, но компания "Татра-ЮГ" по решению суда изменила итоги тендера в свою пользу.


"К1"

Дальнейшее обновление трамвайного парка началось только в 2015 году - когда в Одессе начали собирать собственными силами новый трамвай на базе купленного в Киеве корпуса вагона "Татра-Т3UA3 Каштан", представляющего из себя ту же "Татру-Т3", но с низким уровнем пола в средней части вагона и ступеньками в салоне.


"Татра-Каштан"

Также Одесса закупила в нынешнем году 10 подержанных трамваев "Татра-Т3А" в Риге, где они прошли капитальную модернизацию в начале 2000-х с установкой венгерской силовой электроники.

Таким образом, подвижной состав одесского трамвая с 1988 по 2015 годы пополнился всего 12-ю новыми вагонами и некоторым количеством подержанных. Модернизированные "Татры", составляющие большинство трамвайного парка, могут успешно проработать еще 10-15 лет, после чего будут нуждаться в срочной замене. А нынешние не прошедшие модернизацию трамваи уже нуждаются в срочной замене на новые. Закупка подержанных вагонов позволяет заменить самые "убитые" старые трамваи, но не решает проблему обновления трамвайного парка в целом.

 

Автор: Александр Вельможко
Материалы по теме

Нынешний день в Одессе должен был быть информационно насыщенным. Ведь планировалось сразу два визита высоких столичных гостей – вице-премьер-министра Украины Павла Розенко и министра здравоохранения Ульяны Супрун.