Одесский горсовет перед выборами хочет закупить троллейбусы по завышенным ценам (ФОТО)

На ближайшей сессии Одесского горсовета будет рассматриваться вопрос о взятии кредита в 232 миллиона гривен у Европейского банка реконструкции и развития для покупки 45 новых троллейбусов. Эти троллейбусы, скорее всего, будут использованы как предвыборный козырь нынешней местной власти на выборах 25 октября.


Проект решения об изменениях в действующей сейчас городской программе развития электротранспорта будет рассматриваться на сессии горсовета 10 июня.

Одним из пунктов изменений обозначено финансирование покупки новых троллейбусов на сумму в 232 миллиона гривен. Количество троллейбусов в проекте решения горсовета не указывается. но источники Южного Курьера в мэрии называют цифру в 45 единиц.

Таким образом, каждый троллейбус обойдется в 5,15 миллиона гривен. На сегодняшний день, если судить по ценовым предложениям троллейбусов для других городов Украины, такая цена соответствует новейшей разработке львовского завода "Электрон" - троллейбусу модели "Т191". На проводимом в апреле 2015 г. тендере на поставку троллейбусов в Днепропетровск эти троллейбусы предлагались по 5,2 млн. гривен за машину. В то же время троллейбусы ЛАЗ-Е183 и Богдан-Т701, аналогичные по характеристикам, чуть отличающиеся по дизайну и разработанные на несколько лет раньше, сейчас предлагают по 3,8-3,9 миллиона гривен.

Таким образом, за 232 миллиона Одесса может получить или 45 "Электронов",  или примерно 58-59 "ЛАЗов" или "Богданов". После того, как будет получен кредит и проведен, в соответствии с законодательством, тендер, количество троллейбусов будет скорректировано в зависимости от их цены. Одним из важнейших условий является наличие у поставщика не менее десяти готовых машин, чтобы оперативно начать поставки троллейбусов после заключения договора.

Источником финансирования является, скорее всего, Европейский банк реконструкции и развития. Кредиты ЕБРР на обновление городского электротранспорта в Украине успешно работают в Киеве (закуплено более 200 троллейбусов и несколько десятков автобусов), а также в Кишиневе (закуплены низкопольные троллейбусы белорусского производства и налажена их сборка в Молдове).

В Одессе первоначально, еще в 2009-2010 гг. кредит ЕБРР предполагалось взять на создание линии скоростного трамвая на поселок Котовского. Аналогичные планы озвучивались в одесской мэрии и в начале 2015 года.

Тем не менее, сейчас планы оказались пересмотрены в пользу троллейбуса. Вероятнее всего, причины этого - сугубо политические. Любой из украинских производителей способен оперативно, за 4-5 месяцев поставить в Одессу крупную партию троллейбусов, которые выйдут на маршруты и окажут наглядное влияние на голоса избирателей на местных выборах 25 октября. В то е время производители трамваев (тот же завод "Электрон" и "Южмаш") не имеют достаточных производственных мощностей для относительно быстрого изготовления нескольких десятков трамваев. Кроме того, ранее предполагавшееся строительство скоростного трамвая займет достаточно много времени. Поэтому до местных выборов Одесса не сможет получить ни достаточного количества трамваев, ни обновленную скоростную линию - а троллейбусы будут оперативно.

Вместе с тем, от планов по скоростному трамваю в мэрии не отказываются. Но конкретный проект может быть осуществлен на кредитные средства только под государственные гарантии, получение которых - дело не одного дня и даже не одного месяца. Поэтому, скорее всего, осуществление проекта скоростного проекта, будет финансироваться отдельным кредитом.

Находящаяся сегодня в Одессе миссия ЕБРР намерена встретиться с руководством портов Большой Одессы, представителями агропромышленного сектора, мэром города Геннадием Трухановым и губернатором Михеилом Саакашвили для обсуждения сотрудничества. Но никаких гарантий подписания важных финансовых соглашений нет: "Сотрудничество с Украиной, с Одессой, с регионом идет на постоянной основе. Проекты по Украине на совете ставятся регулярно. Для этого визита не ставилась какая-то цель что-то подписать – просто приехали ознакомиться" - говорит глава делегации банка Пол Флаандерен.

Напомним, в сентябре 2014 года Одесса была готова потратить на новые троллейбусы 7 миллионов гривен - из расчета цены по 2,3 млн. гривен за троллейбус. Троллейбусы "Электрон" тогда предлагались по 2,465 миллиона гривен, а не по 5,2, как сейчас.

Александр Вельможко

На фото: троллейбус "Электрон-Т191" в Хмельницком. Всего построено три таких троллейбуса, один работает во Львове, два в Хмельницком.

Материалы по теме