Транспортные проблемы Одессы и пути их решения (ВИДЕО)

На брифинге в Одесским кризисном медиа-центре главный редактор Южного Курьера Александр Вельможко предлагает пути решения транспортного кризиса в Одессе.


Нынешняя критическая ситуация с городским транспортом вызвана как резким подорожанием топлива, так и отсутствием регулярного обновления подвижного состава электротранспорта и автобусов.

До конца 2013 года на городские маршруты Одессы выходило порядка 1500 автобусов. Абсолютное большинство из них – автобусы малой вместимости типа «Богдан». В 2014 году их число уменьшилось до 1200, а с начала 2015 г на улицы должно выходить лишь 1042 маршрутки. Из них около двух сотен на маршруты не выходит - то есть, реально одесситов сейчас обслуживает порядка 800 автобусов малой вместимости, что примерно вдвое меньше, чем было два года назад.

При этом с 5 марта сильно выросла стоимость проезда, с 3 до 5 грн. Сейчас литр дизельного топлива, которым заправляются маршрутки стоит около 25 грн/литр, в то время как цена в 3 грн рассчитывалась исходя из стоимости солярки до 14 грн/литр.

Автоперевозчики объясняют снижение количества машин на маршрутах тем, что из-за высокой стоимости запчастей на ремонт денег нет. Если стоимость ремонта более 200-300 долларов, такой автобум просто ставят на прикол до лучших времен, или разбирают на запчасти.

Ситуация с горэлектротранспортом более стабильна. В городе каждый день на маршруты выходит примерно 120 трамваев и 100 троллейбусов. Всего в Одессе на данный момент 180 рабочих трамваев (из 216) и 120 троллейбусов (из 180). Автобусов большой вместимости  в городе имеется всего 120, но на маршрутах работает менее двух десятков (всего у перевозчиков имеется около 2000 автобусов).

Чтобы улучшить транспортную ситуацию в городе прямо сейчас, не вкладывая дополнительных средств, можно путем изменения маршрутной сети:  отменить длинные маршруты (более 30 км, такие как №146 и №168) автобуса и продлить маршруты электротранспорта в центр города. Более короткие маршруты должны позволить перевозчикам увеличить рентабельность.

Проблема сети электрического транспорта в городе в том, что многие маршруты не связывают центр и спальные районы. Сейчас Департамент транспорта горсовета и КП «Горэлектротранс» заказали проект по соединению трамвайных путей с поселка Котовского в центр, чтобы организовать трамвайный маршрут от улицы Паустовского до железнодорожного вокзала. Но здесь придется столкнуться с увеличением пассажиропотока, поэтому надо думать о двух-трехвагонных или сочлененных трамваях, которые пойдут по нему.  С Черемушками ситуация лучше, оттуда в центр напрямую едут 9 и 10 троллейбусы. Также можно трамваем соединить 11 станцию Люстдорфской дороги и Херсонский сквер (Пересыпский мост). Трамваи имеют во многих местах выделенные полосы, а в центре города, на Преображенской и Софиевской, трамвайные пути можно отделить бордюром от потока автотранспорта. Тогда трамваи не будут зависеть от автомобильных пробок на городских улицах.

В 2009 году комиссия ЕБРР пришла к выводу, о том, что можно устроить первую очередь скоростного трамвая от Пересыпского моста до поселка Котовского. В более далекой перспективе можно сделать скоростной трамвай осевым, через весь город, связав таким образом жилмассивы Котовского и Таирова. Но тогда надо пересматривать всю схему автобусных маршрутов. Надо так их реорганизовать, чтобы автобусы малой вместимости подвозили пассажиров к линии трамвая.

Покупка 200 автобусов большой вместимости в этом году приведет к тому, что они вытеснят с магистральных маршрутов мелкие автобусы. К тому же автобусы будут координироваться с трамваями и троллейбусами. Помимо этого городские власти планируют организовать в городском транспорте новую систему оплаты за проезд, когда можно будет покупать проездные билеты и ездить со скидкой. Качество подержанного немецкого автобуса выше, чем у нового Богдана. Подержанный электротранспорт тоже оказывается довольно высокого транспорта. Уровень комфорта там очень высокий.

Дороги разгрузятся, если заменить маршрутки большими автобусами. Ведь она такая машина заменит два-три малых автобуса. Также уменьшится загазованность, потому что один автобус делает меньше выбросов, чем два маленьких.

Долгосрочная же перспектива – строить скоростной трамвай и закупать для него современные вагоны. Для появления скоростного трамвая нужна, в первую очередь, политическая воля местной власти. Еще нужны новые вагоны, которые не поставлялись в город около 30 лет. Пока же стоит обратиться к опыту Днепропертровска, который закупил около сотни подержанных трамваев и серьезно улучшил состояние пассажироперевозок. На фоне планов закупки подержанных автобусов в Германии стоит обратить внимание на то, что города Германии и Чехии распродают по приемлемым ценам также подержанные, но находящиеся в хорошем техническом состоянии трамваи. Такой вагон стоит 10-20 тыс евро, в то время как стоимость нового сочлененного вагона - от 1 млн евро.

Материалы по теме

В рамках Фестиваля новогодних чудес "День св. Николая" будет создан пятиметровый сапожок для подарков , в который в течении двух дней фестиваля 16 и 17 декабря, будут собираться подарки для детей сирот.