Одесская мэрия, несмотря на декларации о реформе транспорта, лоббирует маленькие маршрутки

Технические условия на объявленном конкурсе на обслуживание городских автобусных маршрутов, как и раньше, открывают дорогу маленьким маршруткам, несмотря на декларации городских властей о внедрении полноценных автобусов большой вместимости.


В том, что на подавляющем большинстве одесских автобусных маршрутов по-прежденему будут безраздельно доминировать построенные на ходовой части грузовичков маленькие автобусы, сомневаться не приходится. Об этом говорят технические условия объявленного муниципальным департаментом транспорта конкурса на право обслуживания 35 городских маршрутов.

Среди этих маршрутов есть как суперпопулярные, вроде маршрутов №137 или 168, есть локальные вроде №110К, летние и даже так называемые маршруты-"призраки", существующие лишь на бумаге, а в реальности не работающие - как маршрут №30А, дублирующий закрытый в 2008 году маршрут трамвая №30.

Всего, по условиям конкурса, на данных 35 маршрутах должно работать 413 автобусов - это чуть менее половины общего количества автобусов на всех одесских маршрутах.

Из этих 413 автобусов лишь 21 машина будет работать в "обычном режиме движения" - то есть, согласно установленному мэрией тарифу в 1,50 гривны, остановками только на оборудованных остановках и с действием всего перечня льгот на проезд, включая пенсионеров. Остальные 392 автобуса работают в режиме маршрутного такси - со стоимостью проезда 5 гривен, с очень ограниченным перечнем льготных категорий пассажиров, бесплатный проезд которых осуществляется в качестве благотворительности.

Следует отметить, что департамент транспорта фактически разрешает перевозчикам использовать на маршрутах автобусы малого класса - так называемые маршрутки. Если мы посмотрим на условия конкурса, то увидим единственное требование: "19 мест и более, класса А". Установленная Министерством инфраструктуры классификация автобусов подразумевает под классом "А" автобусы с общим числом мест более 22 и с возможностью перевозки стоячих пассажиров. Они разделены на подклассы "I" с конструкцией, позволяющей свободное перемещение пассажиров и "II" - с конструкцией, допускающей сидячие и не более двух стоячих мест.

Никаких иных требований по вместимости автобусов, например о работе автобусов большой вместимости (80 и более мест) или наличия низкого уровня пола в салоне, или процента автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов, городской департамент транспорта не выдвигает. Но зато от перевочиков требуется за свой счет обеспечить все автобусы системами GPS-навигации.

Все это происходит на фоне постоянно декларируемого мэрией внедрения автобусов большой вместимости вместо маленьких маршруток. Так, весной прошлого года предполагалось взять в лизинг 200 подержанных низкопольных автобусов из Германии, что позволило бы заменить на одесских маршрутах 600-700 маленьких маршруток. В качестве "теста" на маршрут №190 выпустили несколько автобусов такого класса, но этим дело ограничилось. Высокая стоимость растаможки автобусов поставила крест на возможности заменить маршрутки на более комфортабельный, вместительный и безопасный транспорт. В то же время частные перевозчики не спешат закупать большие автобусы, а у коммунальных предприятий на это нет денег. Однако, начиная с осени 2015 года, некоторые из частных перевозчиков вновь задействовали имеющиеся у них, но простаивавшие без дела автобусы большой вместимости с частично низким уровнем пола - более трех десятков таких машин появились на маршрутах в направлении поселка Котовского.

Но зато выставлено важное требование в сфере организации перевозок, позволяющее отойти от схемы, в которой компания-перевозчик, по сути, являлась лишь посредником между мелкими собственниками автобусов и мэрией. Речь идет о требовании предоставления перевозчиком документов о праве собственности, совместной собственности или лизинга на автобусы, которые соответствуют экологическим нормам ЕВРО-2 и выше. Таким образом предполагается исключить систему, при которой автобусы, в большей части, являлись являлись собственностью самих водителей, а водители официально или неофициально платили обслуживающему маршрут перевозчику "арендную плату" за право работать на этом маршруте.

Всего на одесских городских маршрутах работает около 1000 автобусов, подавляющее большинство которых (более 90%) - автобусы малой вместимости.

Материалы по теме