Сколько в Одессе маршруток и автобусов (ИНФОГРАФИКА)

Четверг , 29 января 2015, 19:45
Догадываясь о грядущем повышении стоимости проезда в маршрутках, Южный Курьер решил выяснить, сколько же всего автобусов и маршруток имеется у одесских перевозчиков.
Сколько в Одессе маршруток и автобусов (ИНФОГРАФИКА)

Начнем, пожалуй, с того, что, по мнению специалистов, ежедневно на городские маршруты Одессы должно выходить около 1500 автобусов. Об этом неоднократно заявлял директор научно-производственного центра "Экономинформ" Геннадий Хаскин, имеющий в кругах власти репутацию наиболее авторитетного эксперта по автобусным перевозкам. Он же замечает, что из-за экономического кризиса и убыточности перевозок при нынешней стоимости проезда, на маршруты выходят далеко не все автобусы - сейчас на маршрутах, по его словам, работают около 1200 автобусов. Еще 300, уверяет Хаскин, стоят в ремонте или попросту простаивают без дела.

Воспользовавшись достаточно достоверными базами данных по автопредприятиям Одесской области, находящимися в открытом доступе, мы выяснили, что у двенадцати компаний, обслуживающих городские маршруты Одессы, всего имеется 2028 автобусов. Технически исправных из них - 1863, что дает цифру в 165 неисправных автобусов. Как выяснилось, неисправная техника - это либо пострадавшие в различных ДТП автобусы, либо автобусы настолько почтенного возраста, что их проще списать или продать на металлолом - но они пока что являются собственностью предприятий-перевозчиков.

Полную цифровую картину количества автобусов у одесских перевозчиков можно увидеть на диаграмме

Следует отметить, что ряд перевозчиков работает не только на городских маршрутах Одессы, но также на пригородных и междугородних. Так, компания "Севертранс" полностью обслуживает пригородное направление Одесса - Южный и сам город Южный, что требует нескольких десятков автобусов. А компания "Турист" "специализируется" и на междугородних перевозках. Некоторые компании работают также на заказных и нерегулярных рейсах. В силу этого был выделен сегмент междугородних автобусов, которых городские перевозчики имеют чуть более сотни. При этом не учтены пригородные модификации модели БАЗ-А079 "Эталон", которые работают и на городских, и на пригородных маршрутах некоторых компаний.

Удивляет катастрофически малый процент городских автобусов большой вместимости (более 80 человек). Их на всю Одессу имеется всего 122, причем это количество почти полностью "поглощено" компаниями "Севертранс" и "Вираж". Первая имеет большой парк автобусов моделей МАЗ-103 и МАЗ-104 с некоторые количеством подержанных европейских автобусов. А вторая, за исключением десятка автобусов "Богдан-А144", владеет обширным парком закупленных в 2010-2012 гг. во Франции пригородных автобусов "Рено". При этом от всех перевозчиков на городские маршруты выпускается не более двух десятков автобусов большой вместимости. Остальные либо простаивают в автопарках, либо заняты заказными рейсами, либо обслуживают бесплатные маршруты торговых центров.

Все остальное - автобусы малого и особо малого класса. Малые - это, преимущественно, БАЗ-А079 "Эталон" и "Богдан-А092", хорошо знакомые одесситам как "желтые гробики на маленьких колесиках". В меньших количествах на маршрутах присутствивуют автобусы других марок - Галицкого автозавода, Херсонского автосборочного, Часов-Ярского и других представителей украинского и российского автопрома, собирающих автобусы на базе шасси небольших грузовиков. В меньшей мере представлены микровавтобусы зарубежных марок - "Мерседес", "Фольксваген", "Ивеко", как правило, переоборудованные полукустарным методом из грузовых фургонов, либо, в совсем небольшом количестве, построенные европейскими кузовными ателье.

Возрастной анализ показывает следующую картину.

Из автобусов большой вместимости самые новые - десяток "Богданов-А144" 2007-2008 гг. выпуска. МАЗы-103 "Севертранса" выпущены в 2003-2004 гг. Самые новые из подержанных автобусов, купленных в Западной Европе и Скандинавии - 2000-2001 гг., остальные - 1990-х гг. выпуска. Таким образом, почти все большие автобусы уже "перешагнули" предельный нормативный срок эксплуатации в 10 лет.

Автобусы малой вместимости украинского и российского производства в большинстве своем выпущены в период 2005-2007 гг. Это около тысячи автобусов, которые в ближайшие два-три года также подойдут к "критическому" возрасту и будут нуждаться в замене. Большинство микроавтобусов зарубежного производства старше - это машины 1990-х гг. выпуска. А относительно новые автобусы закупались лишь малыми партиями - всего в городе имеется до 200 автобусов выпуска после 2010 года. Связано это с тем, что после кризиса 2008 года перевозчики резко сократили объем закупок новых автобусов всех классов - с одной стороны не было денег на новые, с другой, как раз перед кризисом в Одессу поступило огромное количество новой техники.

Однако, положение не изменилось, и сейчас сложилась ситуация, когда, теоретически, почти все автобусы большой вместимости и примерно две трети автобусов малой вместимости должны быть заменены в ближайшие два-три года. Если этого не сделать, за указанный период большинство из работающих на городских маршрутах автобусов начнет понемногу приходить в непригодное для регулярной работы состояние. А это, соответственно, приведет к транспортному коллапсу в городе.

В таблице можно увидеть распределение автобусов по перевозчикам. Количественно в городе лидируют четыре компании - "Турист", "Севертранс", "Вираж" и "Автотранс Украина". Остальные компании занимают существенно меньшие позиции и не играют решающей роли на рынке, в том числе и упраздненное коммунальное предприятие "Авто-Сервис", которое влилось в состав КП "Одесгорэлектротранс". Правда, при подсчете не учитывался еще один важный фактор - огромное количество автобусов, принадлежащих непосредственно их водителям. Такие мелкие предприниматели работают на городских маршрутах, заключая договор с крупным перевозчиком и выплачивая ему процент от выручки либо фиксированную "абонплату". Таким образом, указанные данные о количестве автобусов содержат информацию как о автобусах, непосредственно являющихся собственностью предприятия, так и о автобусах, находящихся под "оперативным управлением" данного предприятия. Наибольшее число собственных автобусов имеют вышеуказанные четыре крупных перевозчика. А наибольший процент "частников", работают как раз в более мелких перевозчиках.

Название Всего Работоспособных Малого класса Большой вместимости Междугородних
           
«Турист» 476 472 431 0 45
«Севертранс» 396 372 333 61 2
«Вираж» 370 360 327 43 0
«Автотранс Украина» 210 205 168 6 36
КП «Авто-Сервис» 118 118 117 1 0
«Авторух Сервис» 94 93 80 4 10
«Быстрые автобусные маршруты» 94 91 91 1 2
АТП Киностудии» 79 78 77 0 2
«Гленкор-Юг» 69 69 64 5 0
АТП 15106» 55 54 54 1 0
«Старстранс» 35 35 34 0 1
«Одесавтотранс» 30 29 25 0 5
           
           
Итого: 2028 1863 1803 122 103

Александр Вельможко, инфографика и фото автора

comments powered by HyperComments