Самый длинный день: как одесских сепаратистов судили, да не засудили (ФОТО)

Екатерина Белоброва  |  Понедельник, 18 сентября 2017, 21:10
Самый длинный день в истории судебного процесса по делу 2 мая: глазами нашего корреспондента мы смогли побывать на событиях, которые проходили после оправдания всех обвиняемых по делу 2 мая, кроме Долженкова и Мефедова, которым СБУ предъявило обвинения по новой статье.
Самый длинный день: как одесских сепаратистов судили, да не засудили (ФОТО)

С самого утра 18 сентября около городского суда Черноморска было жарко. И в прямом смысле слова, и в переносном. Плюс 30 градусов прекрасно сочетались с накаленной атмосферой в тесном и душном зале суда и за его пределами: все собравшиеся очень хотели услышать приговор, готовясь к худшему.

Надо заметить, что Черноморский городской суд, в отличие от Малиновского районного суда Одессы, провел дело по событиям 2 мая быстро и решительно — но только потому, что коллегии судей не хотелось втягиваться в долгую и сопровождавшуюся массовыми беспорядками тягомотину, растянувшуюся на несколько лет.

Все первые заседания суда после переноса рассмотрения дела в Черноморск имели однообразный финал — обвиняемым снова и снова продлевали срок содержания под стражей. Только к концу лета коллегия судей под руководством  Олега Семенова взялась за составление приговора.

Суть процесса в том, что ряд сепаратистов, ранее разгуливавших по Одессе во время митингов весной 2014 года с пистолетами и под российскими флагами, пытались осудить по обвинению в организации массовых беспорядков в центре Одессы 2 мая 2014 года, вылившихся в уличные бои на Греческой площади с огненным финалом на Куликовом поле

Двум основным фигурам среди обвиняемых — Сергею "Капитану Какао" Долженкову и гражданину России Евгению Мефедову областная прокуратура требовала 15 и 12 лет тюремного заключения. Остальным четверым — сроки поменьше, от 8 до 10 лет.

Прокуратура Одесской области, являвшаяся стороной обвинения, имея в своем распоряжении мощнейший информационный и человеческий ресурс, поддержку со стороны общественности, не смогла собрать доказательную базу - то есть, грамотно приобщить к делу тысячи фотографий, терабайты видео и сотни свидетельских показаний о роли обвиняемых в событиях 2 мая. Речь идет о том, что организованная и экипированная для уличных боев группа тогда еще "антимайдановцев" напала на превосходящий по численности марш футбольных фанатов, чем и спровоцировала массовые беспорядки и уличные бои с применением огнестрельного оружия и человеческими жертвами.

Зато судьи приобщили свидетельские показания фотографа Александра Лесика, который с полной уверенностью заявлял, что все "антимайдановцы" и прочие сепаратисты были чуть ли не в пляжных шортах и шлепанцах, и на них, не имеющих только нимба над головой, напали агрессивные футбольные "ультрас".

Судья Семенов подвел итоги и прямо обвинил Одесскую областную прокуратуру неспособности построить линию обвинения: "Нет ни одного доказательства, подтверждающего обвинение. Более того, обвинение даже не пыталось доказать вину" - заявил он, подчеркивая некомпетентность обвинения.

Также судьи заявили, что следственные действия по событий 2 мая велись крайне плохо. Так, Греческую площадь и "Афина" следователи обследовали только две недели спустя после всех событий, хотя уже утром 3 мая коммунальщики «вылизали» площадь чуть ли не до блеска. Также судьи возмутилились процедурой опознания фигурантов по фотографиям, тогда как имелась возможность сделать это непосредственно. Кроме того, коллегия судей специально подчеркнула, что прокуратура не смогла опровергнуть главный довод защиты сепаратистов — дескать, те "помогали милиции поддерживать общественный порядок".

После того, как был оглашен приговор, всех присутствующих попросили покинуть зал заседаний. Ко входу в суд подогнали автобус для того, чтобы создать препятствие для радикалов. Полиция и Нацгвардия стояли в двойном кордоне, когда поступили слухи о блокаде суда и разборе брусчатки активистами под управлением Морского торгового порта, прилегающим к зданию суда.

Заодно Сергей Стерненко очень мило пообщался с эрзац-консулом России в Одессе Александром Страховым, пообещав раскроить голову куском тротуарной плитки дипломату страны-агрессора.

Уговоры не расковыривать покрытие возле управления, потому что восстанавливать придется за средства городского бюджета, действовали слабо. Тогда полиция окружила территорию вокруг разобранной брусчатки, чем вызвала смех: мол защищают кирпичи, а не Украину от сепаратистов.

Потом произошло внезапное масштабное нападение активистов с криками "Слава Украине" на кордон полиции, дежурившей у суда целый день. Это вызвало ответную реакцию из слезоточивого газа и праворадикалам пришлось отступить. В этот момент Долженкова и Мефедова все же удалось вывезти из здания суда, как выяснилось, в Киевский суд Одессы для продления меры пресечения. 

Остальных оправданных по делу также удалось вывезти из здания через черный ход на автозаке, для этого полиции пришлось полностью перекрыть улицу. 

При этом всем жителям тихого приморского города Черноморска, который славится своей чистотой и уютом именно благодаря усилиям горожан, хотелось спросить, как именно активисты смогли отстоять свою правоту, разбивая вазоны с цветами, разбирая плитку и вырывая урны с мусором.

В итоге массовой драки активистов с полицией сначала активисты, а потом и полицейские применили слезоточивый газ.

По итогам событий возбуждено досудебное следствие по факту группового хулиганства с совершенного с применением огнестрельного или холодного оружия, или других предметов, специально приспособленных или заранее заготовленных для нанесения телесных повреждений. Два десятка полицейских получили телесные повреждения.

Впрочем, это еще не конец. Долженкова и Мефедова задержали и теперь будут судить по новому делу - теперь уже за посягательство на территориальную целостность Украины, то есть - за сепаратизм в самом чистом его виде. А относительно остальных любителей России прокуратура не согласна с вердиктом суда, и будет требовать его пересмотра на апелляции.

comments powered by HyperComments