Плюсы и минусы приватизации портов Большой Одессы

Вторник , 14 марта 2017, 17:40
Власть хочет приватизации портов Большой Одессы - в Одессе, Черноморске и Южном. Благо ли это для нашего города и всей области?
Плюсы и минусы приватизации портов Большой Одессы

Фонд госимущества Украины решился выставлять объекты, подлежащие приватизации, на продажу через специальный портал электронных закупок ProZorro. В Одесской области к приватизации определены все морские порты и Украинское Дунайское пароходство, а также еще почти два десятка предприятий.

"Такая инициативность Фонда неспроста. Ведь буквально накануне премьер-министр предложил руководству ведомства второй раз за три месяца уволиться. Из-за неэффективной работы", - отмечает депутат Одесского областного совета Виктор Баранский.

Видимо, все это заставляет Фонд Госимущества крутиться, «как уж на сковородке» и выискивать для приватизации объекты, которые пока даже не внесены в список таковых.

Примечательно, что еще в 2016 году министерство инфраструктуры планировало получать прибыль от портов, сдавая их в аренду. "Теперь политика изменилась? "Сделка века" будоражит умы чиновников миллионными поступлениями в дырявый бюджет страны? Но зачем продавать порты сейчас, в условиях системного кризиса? Возникает большой вопрос целесообразности таких действий", - считает Виктор Баранский.

Что же будет иметь местный бюджет от реализации таких грандиозных планов? Понятно, что в случае передачи портов в частные руки, регион сможет претендовать только на получение части налогов, но уже не сможет претендовать на получение части прибыли. Тем более, что сейчас вся прибыль государственных портов так или иначе поступает либо в местные, либо в государственный бюджет, либо расходуется на развитие самих портов.

Министерству инфраструктуры и Фонду госимущества почему-то срочно необходимо выставить порты на продажу, вместо того, чтобы заниматься решением проблем, общих для отрасли. Ведь, несмотря на строительство в портах частными компаниями современных терминалов, предприятия остаются по-прежнему мало конкурентоспособными из-за высоких тарифных ставок и портовых сборов, несовершенного таможенного контроля, плохой логистики. К проблемам можно отнести и отсутствие транзита через территорию РФ из-за военного конфликта на востоке. В общем, несмотря на избыток портовых мощностей и выгодное географическое расположение, порты Украины продолжают терять грузопотоки. По данным за прошлый год, за 6 месяцев, произошло рекордное за последние три года падение объемов перевалки — на 12%.

Депутат отмечает: "С момента своего основания Одесса всегда была городом-портом. Именно порт был главным градообразующим предприятием, именно с портом связаны судьбы многих поколений одесситов. В случае недальновидной приватизации от Фонда госимущества, порт может ожидать судьба Черноморского морского пароходства. И этого допустить нельзя".