Недостроенный крейсер "Украина" предлагают переделать в музей или продать Китаю (ФОТО)

Николаевский инженер-кораблестритель Дмитрий Удовицкий отмечает, что в ближайшие месяцы определится судьба недостроенного ракетного крейсера "Украина", к которому проявляют интерес европейские оружейники.


Спущенный на воду еще в 1990 году ракетный крейсер "Украина", заложенный для ВМФ СССР под названием "Адмирал флота Советского Союза Лобов" по проекту 1154 с самого момента обретения нашей страной независимости стоит у причалов кораблестроительного завода имени 61 Коммунара в Николаеве. В различные годы, до начала 2000-х. готовность боевого корабля, по заверениям чиновников различных уровней, в том числе президента Леонида Кучмы, составляла от 90 до 97%. Несмотря на это, Украине финансово не осилила воод в состав своих ВМС ракетного крейсера.

Этому есть немало причин, и первая из них - абсолютная ненужность для украинских ВМС океанского ударного корабля, основная задача которого - нанесение ракетных ударов по авианосным соединениям на расстоянии в несколько сотен километров. Именно для этого на крейсерах этого типа устанавливалось 16 противокорабельных ракет "Базальт". При этом задачи ВМС Украины гораздо скромнее - в первую очередь, это защита собственного побережья и территориальных вод в весьма ограниченной акватории Черного моря.

Несколько раз недостроенный крейсер пытались продать России, о чем неоднократно заявляли посещавшие Николаев делегации на самом высоком уровне. Но Украина не продала "Украину", а Россия - не купила. Хотя именно Россия, имеющая в составе своего ВМФ два однотипных крейсера, в том числе один на Черном море, в свое время могла это сделать очень дешево. Так, осенью 2013 года обсуждался вопрос покупки крейсера всего за 1 миллиард рублей - то есть, всего за 330-350 миллионов гривен или чуть более 40 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Попытки продать корабль в другую страну блокировались Россией, мотивировавшей это наличием на крейсере секретных российских разработок.

В настоящее время командование ВМС Украины, которым формально принадлежит крейсер, выразило готовность продать его. Об этом еще в сентябре заявил главком ВМС контр-адмирал Сергей Гайдук: "Это отломанный от государства ломоть, он будет реализован, а средства от реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров." При этом Гайдук не уточнил, кому именно можно продать недостроенный корабль. А мотивируя решение о продаже, он заметил, что 80% систем вооружения и навигации на крейсере - еще советские и российские, которые в Украине не производятся. Также для обеспечения полноценной службы корабля такого класса, ему необходима не только отсутствующая в Украине береговая инфраструктура, но и соединение боевых кораблей в составе 3-4 фрегатов или даже эсминцев.

На текущий момент техническое состояние крейсера, несмотря на виднеющуюся ржавчину, близкое к идеальному. С него ничего не разворовано и не разграблено, уже установленные механизмы и системы грамотно законсервированы.

Николаевский инженер-кораблестроитель Дмитрий Удовицкий в своем блоге отмечает, что в последние несколько месяцев возрос интерес общественности, в частности военнослужащих морской пехоты и волонтеров, к недостроенному кораблю. Понимая бесперспективность достройки крейсера в первоначальном виде для нужд ВМС Украины, Удовицкий предлагает либо перепроектировать его под другие задачи - например, как быстроходный противолодочный или десантный вертолетоносец, либо в качестве учебной базы.

Также он предлагает, в крайнем случае, устроить из недостроенного боевого корабля военно-морской музей и туристический объект: "Сделать из корабля музей. Для Николаева такой вариант был бы просто офигенный. Корабль жалко. Ему бы послужить. Вырваться в Океан, показать, что его проектировали с умом и успокоители качки делают жизнь экипажа комфортной. Но если не доведется, то пусть уж лучше музей, чем в Индию, переплавляться в миски и ложки. А для Города – так да! Вы представляете, какой бы это был мега-центр привлечения туристов? Матросский камбуз пусть готовит гуляш и макароны по флотски. В кают-компании – шикарный ресторан "Базальт" :) Само собой, все это тоже требует расчетов – где пришвартовать, как обеспечить береговую инфраструктуру, чтобы запитать корабль с берега, какие помещения наглухо закрыть, определить оптимальные туристические "тропы" — кубрик-каюты-боевой пост-мостик. Тоже поработать надо. А может и не выгодно делать музей? Не знаю – все-таки, корабль большой и расходы по его содержанию велики. Надо считать."

Заметим, что два бывших советских крейсера-вертолетоносца "Киев" и "Минск" еще в 1990-х были проданы в Китай и превращены в музейно-туристические комплексы. А последний советский артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов" стоит у причалов в Новороссийске как музей.

Рассматриваются и варианты продажи крейсера Китаю или Индии как боевого корабля. Китай в этом плане наиболее вероятный покупатель. ВМФ Китая остро нуждается в боевых кораблях подобного класса, которых у него нет. Китайские заводы освоили строительство ракетных эсминцев и менее крупных боевых кораблей. А на основе опыта, полученного при достройке купленного по цене металлолома у Украины недостроенного авианосца "Варяг", Китай уже развернул собственную программу строительства собственного авианосного флота. Сейчас китайцы могут купить недостроенный крейсер, достроить его на собственных заводах и ввести в строй своего ВМФ - как это произошло с "Варягом", либо же приобрести крейсер по цене металлолома с условием его достройки в Николаеве.

Потенциальным покупателем может стать Индия, также интенсивно наращивающая свой военный флот как для противостояния с Пакистаном и господства в Индийском океане, так и для намечающегося соперничества с Китаем. Как и Китай, индийский ВМФ во многом ориентирован на боевые корабли еще советской разработки. В частности, в прошлом году Индия после десятилетней реконструкции получила авианосец "Викрамадитья", перестроенный в полноценный авианосец из советского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков".

Фото: Дмитрий Удовицкий

Материалы по теме