Некоторые одесские политические силы уже начали предвыборную кампанию и подкупают избирателей

Среда , 18 марта 2015, 21:12
Хотя до местных выборов еще полгода, и не определен точно даже их формат, целый ряд политических сил уже начали предвыборную кампанию, нацеливаясь на городской и областной советы и приманивая избирателей "гречкой" в самых разных ее вариациях - от использования городского бюджета до бесплатных курсов английского и старых "жигулей".
Некоторые одесские политические силы уже начали предвыборную кампанию и подкупают избирателей

Формат местных выборов, которые пройдут в октябре, до сих пор не определен. Возможно, все останется как есть - с сочетанием партийных списков и мажоритарной системы. Возможно, выборы в местные органы власти, кроме сельсоветов, пройдут исключительно по открытым партийным спискам, со значительным сокращением числа депутатов и безо всякой мажоритарки.

Несмотря на такую неопределенность, ряд политических сил уже ведет предвыборную кампанию: кто пиарится, а кто и сочетает пиар с раздачей предвыборной "гречки". Мало того, в качестве своеобразного эксперимента на случай сохранения мажоритарной системы, 1 и 8 марта прошли довыборы на вакантные места в Одесском горсовете, показавшие как главный свой результат почти полную безразличность избирателей к такого рода политическим действам.

Заметим, что эксперты считают любые материальные ценности и услуги, передаваемые политическими партиями избирателям, подкупом избирателей: "До старта официальной избирательной кампании это не является подкупом. После старта - нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Однако, даже если юридически оно не является подкупом, то фактически все, что передается партиями избирателю, кроме идей, идеологических ценностей и какой-то атрибутики (флажки, шарфики и т.д.), ну и, допустим, чая-кофе на партмероприятиях, по сути - подкуп." - считает глава Одесской областной организации Комитета избирателей Украины Анатолий Бойко.

Первой в нашем списке идет пиар-кампания нынешнего мэра Одессы Геннадия Труханова. Победив на парламентских выборах 2012 г. и выборах городского головы в мае 2014 г. под слоганом "Доверяй делам" в бело-голубой цветовой гамме, поле применения этого слогана расширилось. Так, названия "Доверяй делам" получила фракция в городском совете, в которой собралось несколько десятков бывших "регионалов", ассоциация одесских перевозчиков. Под этим же лозунгом уже очень скоро будут делаться все работы в городе по ремонту, благоустройству и реконструкции любых объектов за средства городского бюджета или внебюджетные средства и, таким образом, каждодневная обязательная работа городской власти станет предвыборной агитацией Геннадия Труханова. Труханов имеет немалый медиа-ресурс в виде нескольких городских телеканалов, интернет-изданий и даже официальных СМИ городского совета.

"Доверяй делам" Труханова даже на троллейбусах

Второй стала партия "Батькивщина". В условиях внутренней борьбы между двумя группировками Александра Дубового и Олега Радковского и связанных с этим отсутствия финансирования и поражения на парламентских выборах осенью 2014-го, партия "отметилась" во время празднования годовщины Небесной сотни, провела несколько акций в поддержку Надежды Савченко и приняла участие в других мероприятий. Вся активность свелась к претензиям на проведение массовых акций с партийной символикой и участию "Батькивщины" со своими флагами в мероприятиях общегородского масштаба. "Батькивщина" не имеет в Одессе собственных СМИ, поэтому довольствуется освещением своих акций другими изданиями или публикует "джинсу". В прямом или непрямом подкупе избирателей не замечена.

"Батькивщина" проводит традиционные акции с флагами

Третьей выступает партия "Самопомощь", название которой имеет интересный нюанс: она называется "Объединение "Самопомощь" и совпадает по наименованию с общественной организацией "Гражданское объединение "Самопомощь". И партия. и организация основаны мэром Львова Андреем Садовым, считающимся самым богатым человеком столицы Западной Украины, что позволяет пиарить партию от имени общественной организации и наоборот. Одесская организация этой политической силы сформировалась из нескольких активистов "Батькивщины", в том числе депутата областного совета Александра Борнякова и волонтеров. Активисты "Самопомощи" сразу же начали проведение под своим брендом бесплатных курсов английского языка и самообороны на базе тайского бокса. Также "Самопомощь" получила контроль над интернет-изданием "Маяк", страница которого в "Фейсбуке" призывает читателей переходить на их сторону, потому что у них есть гречка.

Партийное издание "Самопомощи" привлекает читателей и избирателей гречкой

Четвертым номером следует назвать Сергея Кивалова, еще прошлым летом возродившего "Украинскую морскую партию" с прибавлением к ее названию своей фамилии. Эта партия обзавелась достаточно внушительной фракцией в городском совете, куда вошло более десяти подконтрольных Кивалову депутатов. Кивалов ведет постоянную практику оказания бесплатной юридической помощи пенсионерам в так называемой "юридической клинике". Осенью 2014 г. Кивалов был уличен в прямом и непрямом подкупе пенсионеров перед выборами в Верховную Раду, поэтому сейчас он остерегается продолжать подобную практику. Он также имеет огромные медиа-ресурсы в виде трех телеканалов, нескольких интернет-изданий, а также газеты "Слово".

Кадр с предвыборной кампании осени 2014-го: банкет для пенсионеров-избирателей от Кивалова

На пятую позицию мы поставим "Оппозиционный блок", представленный в нашем регионе личностью Николая Скорика. Помимо сверхактивной пиар-кампании по освещению любой деятельности "оппозиционеров" и демонстративной критике любых решений центральной власти, Скорик отметился и потенциальным прямым подкупом, подарив одному из сельсоветов Тарутинского района автомобиль - видавшие виды "Жигули".

"Оппозиционер" Николай Скорик дарит "жигули" сельсовету поселка Березино

Шестое место занимает партия "Демократический альянс", организовавшая практически все протестное движение в Одессе против политики местной власти. Многочисленные акции против застройки побережья, против строительства парковки на Ланжероне и против застройки центра Одессы высотками и организация общественных слушаний по данным вопросам вполне конструктивны, затрагивают важнейшие вопросы жизни города, но проводятся под явным или неявным брендированием "Демальянса". Не обладая никакими существенными финансовыми и медиа-ресурсами, "Демальянс", тем не менее, имеет немалое влияние среди протестного электората и молодежи и более чем гарантированно нацелен на участие в местных выборах с целью формирования фракции в городском совете.

Ни одно политическое мероприятие в Одессе с участием "Правого сектора" и партии "Свобода" не обходится без массового использования символики этих праворадикальных политических сил.

Украинское избирательное законодательство написано таким образом, что, хотя и предусматривает ответственность за подкуп избирателей, но оставляет множество лазеек для организации непрямого подкупа и дает массу возможностей для "отмазки" от ответственности, считает координатор по Югу Украины информационного центра "Майдан Мониторинг" Людмила Ямщикова: "Очень долгое время в нашей стране законьі писались и принимались исключительно для того, чтобы обслуживать интересьі тех, кто эти законьі лоббирует, Гречкосеянье обрело такие масштабы потому, что в избирательном законодательстве присутствовала норма, которая декларативно такую практику осуждает, но фактически - не карает, Ну, ЦИК может вынести предупреждение, ну можно штраф наложить, Но этот штраф - смешная сумма по сравнению с затратами на саму "гречку". Так сложилась практика увиливания от ответственности, когда штабы придумьівают разньіе смешные отмазки - то продуктовый набор стоит меньше необлагаемого минимума, то избирательная кампания еще не началась, то продуктовьіе наборы от благотворительного фонда, а символика в пакете - так она ж копеечная.... Это сложившаяся пракгика. Но наверное мы не зря говорим о революции достоинства. По моему мнению, достоинство заключается также в том, чтобы перестать равнодушно относится к политическому шулерству. Предоставлять безоплатно товары и услуги услуги избирателям с целью получить их голос - зло. И все манипуляции вокруг этого (мы ж не заставляем их голосовать, еще не началась избирательная гонка, это вообще не мы, и т.д.) - это тоже зло. Это нужно просто понять и относится к тем, кто таким образом борется за голоса - соответственно."

Александр Вельможко