Как в Одессу закупали троллейбусы за 28 лет (инфографика)

Александр Вельможко  |  Понедельник , 5 марта 2018, 17:17
В связи с поступлением в Одессу большой партии белорусских троллейбусов по кредиту Европейского банка реконструкции и развития, анализируем нынешнее состояние троллейбусного парка города и закупки "рогатых" с 1990 по 2018 годы.
Как в Одессу закупали троллейбусы за 28 лет (инфографика)

В настоящее время в Одессу уже достаточно массово поступают новенькие белорусские троллейбусы марки "Белкоммунмаш-321" - их в городе насчитывается уже пять штук. Всего же их будет, согласно заключенному контракту, 47 штук - и все привезут в Одессу до конца весны 2018 года. Таким образом Одесса первой среди ряда других городов Украины полностью воплотит в жизнь типовой проект сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития по получению кредита для обновления троллейбусного парка. 


Сколько в Одессе троллейбусов?

По состоянию на начало марта 2018 года в Одессе имеется 174 пассажирских и 5 служебных троллейбусов, Среди пассажирских машин технически исправны и способны работать на маршрутах всего 95 машин. Почему же так? Ответ кроется в таблице, которая показывает модели троллейбусов, их количество и годы выпуска. 

Какие троллейбусы есть в Одессе?

Троллейбусы модели "ЗиУ-682" различных модификаций поступали в Одессу с начала 1970-х и по начало 1990-х. Это наиболее массовая модель троллейбуса в мире, производившаяся на заводе имени Урицкого (затем "Тролза") в городе Энгельс с 1972 по 2009 годы, а его разнообразные технические "клоны" производятся и поныне. Самые старые из остающихся на балансе КП "Одесгорэлектроранс" машин выпущены в 1988 году, самые новые в 1992 году. Всего их 80 единиц, в том числе десятка полтора сравнительно недавно отремонтированных и модернизированных машин.. Учитывая их гарантийный срок службы в 10 лет, троллейбусы "ЗиУ" необходимо было списать еще два десятка лет назад. Но они продолжают перевозить пассажиров - потому что больше не на чем.


Троллейбус "ЗиУ-882". Некоторые из них имеют деформированный корпус от чрезмерного износа. 


Прошедшие ремонт старые троллейбусы "ЗиУ" отличаются вынесенным на крышу блоком с электрооборудованием.

С 1992 по 2003 годы в Одессу закупались троллейбусы марки "ЮМЗ" в двух модификациях - сочлененной, с "гармошкой", и обычных. Они оказались достаточно надежными - из 41 единицы ни один не списали. Хотя из-за ряда технических проблем более десяти "гармошечных" троллейбусов прошли модернизацию с "укорачиванием" до обычного троллейбуса. 


Троллейбус "ЮМЗ-Т1". Несколько машин этой модели сейчас - единственный общественный транспорт особо большой вместимости во всем миллионном городе, не считая трамваев.


Троллейбусы "ЮМЗ-Т2" и бывшие сочлененные троллейбусы после "укорачивания" выглядят так.

После прекращения закупок троллейбусов "ЮМЗ" из-за их дороговизны и моральной устарелости (к тому времени уже начали появляться первые троллейбусы с низким уровнем пола) в Одессу в 2003 и 2005 годах закупили 10 машинокомплектов российского производства, из которых прямо в депо собрали фактически новые троллейбусы. Их оформили по документам как модернизацию старых. Такие троллейбусы можно отличить от старых "ЗиУ" лишь по форме дверей.


Собранный в Одессе троллейбус из комплектующих Волгоградского завода тяжелого машиностроения.

После этого несколько лет в Одессу не закупали ни одного нового троллейбуса. Лишь в 2009 году за кредитные средства в коммерческом банке город получил 16 троллейбусов модели "Тролза-5265 "Мегаполис" российского производства. Первоначально планировалось закупить партию из 90 машин за средства, выделенные городу в рамках "экологической" программы финансирования. Затем, из-за кризиса 2008 года количество запланированных за эти деньги троллейбусов сократили до 45, а на самом деле купили лишь 16. С учетом процентов по кредиту, троллейбусы оказались чрезвычайно дорогими - по 348 тысяч долларов за единицу. Кроме того, они оказались маловместительными, имея лишь 22 сидячих места и не самую удобную компоновку салона для стоячих пассажиров. В настоящее время все они поочередно проходят серьезный ремонт с обновлением внешнего вида согласно бренд-буку окраски в цвета города.


Троллейбус "Тролза-5265 "Мегаполис" после ремонта.

В период с 2010 по 2015 год Одесса снова не получила ни одного нового троллейбуса. Среди крупных городов Украины в то время лишь Одесса вообще не обновляла свой электротранспорт. Хотя в 2012 году город закупил 13 подержанных троллейбусов из чешских городов Пардубице, Градец-Кралове и Пльзень марки "Шкода". 8 из них - модели "Шкода-14ТР", классической модели высокопольных троллейбусов, производившихся с начала 1980-х до начала 2000-х. Также закупили 5 штук модели "Шкода-21ТР"  - переходной частично низкопольной модели, выпускавшейся мелкосерийно в 1990-е. Из этих 13 машин 4 модели "Шкода-21ТР" длительное время простаивают в неисправном виде, остальные же - исправно обслуживают городские маршруты.


Троллейбус "Шкода-14ТР"


Троллейбус "Шкода-21ТР"

Лишь в 2016 году Одесса снова получила новые троллейбусы - это оказались 10 машин модели "Богдан-Т701.17" с 34 сидячими местами, просторными накопительными площадками и асинхронным тяговым двигателем. Их купили за средства городского бюджета чуть более чем по 5 миллионов гривен - примерно по 175 тысяч долларов. 


Троллейбус "Богдан-Т701.17"

А с 2017 года начались поставки вышеупомянутых машин модели "БКМ-321" от завода "Белкоммунмаш". Эти троллейбусы имеют 26 сидячих мест, просторные накопительные площадки, дизель-генератор для автономного хода без контактной сети. Всего их уже есть 5 из закупленных 47.

Как закупали троллейбусы?

Мы показываем наглядно закупки троллейбусов в Одессу, начиная с 1990 года - времени заката СССР. В этом году город получил 36 троллейбусов, поставки которых продолжались и в 1991 году. Но уже в 1991 году поставки троллейбусов количественно сократились. До 1993 года включительно в Одессу еще поступали троллейбусы "ЗиУ" по заключенным еще при Советском Союзе контрактам. До 1997 года в сравнительно больших количествах закупались троллейбусы "ЮМЗ", но затем объемы их закупок упали до 1-2 единиц в год. 

Выделяется 2005 год - когда заказали 8 машинокомплектов для сборки из них новых троллейбусов. Затем идет перерыв до 2009 года, снова период "нулевых" закупок. В 2016 году мы видим "всплеск" в виде покупки 10 "Богданов". А запланированные на 2017 год поставки всех 47 троллейбусов по кредиту ЕБРР фактически перенесены на первую половину 2018 года.

Фактически, закупленная за кредит ЕБРР партия троллейбусов по объему превышает среднюю годовую закупку "рогатых" во времена СССР. 

Для сравнения: как закупали трамваи в Одессу за период с 1983 по 2018 год.


 

Что в будущем ждет одесский троллейбус?

Троллейбус в Одессе, безусловно, останется одним из ключевых видов транспорта. Мало того, в действующей программе развития электротранспорта запланировано строительство новой линии по проспекту Небесной Сотни до 14-й станции Люстдорфской дороги. Однако, других новых линий троллейбуса, в частности - по улице Краснова, не предусматривается. 

Почему? Ответ на этот вопрос кроется в развитии технологии электробусов, которая сделает дорогостоящую контактную сеть попросту ненужной. Но существующая троллейбусная инфраструктура без серьезных капиталовложений способна прослужить еще не один десяток лет. И поэтому, скорее всего, в будущем троллейбусы превратятся в "электробусы с динамической подзарядкой". То есть - в троллейбусы с аккумуляторными или суперконденсаторными установками для возможности движения "без проводов" на расстояние в 10 километров и более.

В плане обновления подвижного состава троллейбусов важно не остановиться на достигнутом. И после завершения поставки "еврокредитовских" троллейбусов продолжать их планомерные закупки примерно по 10 единиц в год. Это даст возможность не только увеличить количество троллейбусов на маршрутах и улучшить качество перевозок, но через несколько лет полностью убрать старые троллейбусы с улиц Одессы.

comments powered by HyperComments