Фото дня: оригинальный рижский двухсекционный трамвай в Одессе

Вторник , 5 декабря 2017, 16:45
В середине бурных 1990-х в Одессе несколько месяцев испытывали оригинальный двухсекционный трамвай Рижского вагонного завода модели ТR-2. По ряду причин, в нашем городе он не остался.
Фото дня: оригинальный рижский двухсекционный трамвай в Одессе

С самого конца 1980-х перед одесскими транспортниками и городскими властями встал вопрос об обновлении трамвайного парка. Дело было так. В 1988 году прекратились поставки вагонов модели "Татра-Т3" - так как прекратилось их производство. Более новые трамваи "Татра", поставляемые в СССР под маркой "Т3М", но имеющие заводское обозначение "Т6В5", не только стоили намного дороже и оказались в дефиците. Позже, уже в 90-е, из производство наладили в Украине по лицензии, и один такой трамвай даже купили для Одессы в 1999 году, но это совершенно другая история.

Предложенный вариант закупки советских трамваев модели 71-605 (КТМ-5) Усть-Катавского завода руководство Одесского трамвайно-троллейбусного управления в лице Николая Кравченко не устроил. Эти трамваи очень серьезно уступали "Татрам" по качеству, по дизайну и под них необходимо было адаптировать ремонтную базу.

В результате, с 1988 по 1999 годы Одесса несколько раз закупала в других городах СССР подержанные "Татры-Т3":  16 вагонов в Мариуполе в 1985 г., 15 из Москвы в 1986, 6 из Днепродзержинска в 1991 и 20 из Москвы в 1997-1998 гг. Некоторые из них до сих пор работают в Одессе.

Самой интересной попыткой получить новые трамваи стали испытания сочлененного трамвая из Риги модели ТR-2. Это был двухсекционный сочлененный вагон, построенный в 1994 году как более компактная версия разработанного еще в конце 1980-х трехсекционного трамвая ТR-1.


Трамвай ТR-2 в Риге, 1996, фото из коллекции Виктора Бауманиса

Эту линейку трамваев на Рижском вагонном заводе (РВЗ) спроектировали по заказу министерства жилищно-коммунального хозяйства СССР для линий скоростного трамвая с большими пассажиропотоками, с большими скоростями движения. При этом особое внимание конструкторы уделили вопросам безопасности вагонов и плавности их хода - за счет легко сминаемых зон пассивной защиты корпусов вагонов, ходовых тележек с двойным пневматическим подвешиванием и других тогдашних технических новшеств.


Трамвай ТR-2 в Риге, март 1997 года, перед отправкой в Одессу, фото: www.transit.parovoz.com, пользователь Passenger

В Одессу трамвай привезли весной 1997 года. В Риге его предварительно перекрасили в бело-красно-зеленую окраску.

В нашем городе трамвай успели испытать на всех маршрутах, куда он прекрасно "вписался" по габаритам. Но закупить такой вагон не смогли - в 1994 году, при его разработке, РВЗ выставил цену в 375 тысяч долларов.


Трамвай ТR-2 во время показательного рейса для группы иностранных туристов, улица Новощепной Ряд в Одессе, 25 июня 1998 г., фото Ааре Оландера

На тот момент, в середине 1990-х, одиночный вагон "Татра-Юг-Т6В5" стоил около 300 тысяч долларов. А денег в Одессе при бесплатном проезде в электротранспорте и почти полном отсутствии его финансирования из городского бюджета при мэре Эдуарде Гурвице не было.


Трамвай ТR-2 в одесском трамвайном депо на Водопроводной, 25 июня 1998 г., фото Richard Bilek

Поэтому совершенно не удивительно, что после испытаний трамвай отправили обратно. Но РВЗ тогда пытался развернуть сборку своих трамваев для Москвы на базе Московского локомотиворемонтного завода - и несостоявшийся одесский трамвай оказался в столице России.


Трамвай TR-2 уже в Москве, на локомотиворемонтном заводе, 1999 г., фото Антон Чиграй

Там он и простоял разграбленным до 2011 года, когда его отправили на металлолом.


Фото: Артур Соломатин, 2007 г.

В свою очередь, Рижский вагоноремонтный завод на базе модели ТR-2 разработал и предлагал его версии в виде одиночных вагонов, трехсекционных вагонов и даже частично низкопольные их версии. Но все эти проекты остались на бумаге.


Эскизы перспективных трамваев на рекламном буклете РВЗ середины 1990-х

comments powered by HyperComments