Кто мы и откуда: одесская трагедия 2 мая, Революция Достоинства и другое в современном театре (ФОТО)

Четверг , 29 сентября 2016, 09:07
28 сентября, в 19:00 в Арт-Центре имени Веры Холодной на Одесской киностудии прошла театральная премьера польско-украинской копродукции "Мой дед копал. Мой отец копал. А я не буду"(2016), созданная в рамках польско-украинского перформативного проекта "Карты страха / Карты идентичности". Зрителям не понравилось.
Кто мы и откуда: одесская трагедия 2 мая, Революция Достоинства и другое в современном театре (ФОТО)

Пятеро актеров из разных регионов Украины и из Польши исследуют общее и личное прошлое, и память своих стран через призму индивидуального опыта.

"В спектакле мы работаем со своим опытом не только как театральные художники, создающие очередную фикцию, но и как граждане (Украины и Польши), как политические субъекты, которые имеют право публично ставить сложные вопросы себе, государству, своему городу или семье и рассуждать о своей профессии, театральное образование и театр как таковой. Следует признать, что этот опыт (наш, и не только наш) полон травмами - является важной частью нашей идентичности", - говорят творцы спектакля.

"В спектакле мы на практике исследуем как прошлое работает с нами, и как мы можем работать с прошлым. Работать так, чтобы прожита травма не оправдывать отсутствие ответственности", -отмечают они.

Возмущенные количеством мата зрители покидали арт-центр. На сцене унитаз, разбросаная земля и разрисаваная стекляная фигура Ленина (тоже матом). Землю, кстати, высыпали прямо из мешков на сцену. Затем посыпали зрителей. 

С прошлым надо что-то делать, но что? Как не позволить прошлом диктовать настоящее, или же, как не позволить настоящему - например, национальным институтам памяти - монополизировать прошлое и заново его конструировать? Как бороться с таким образом прошлого, который предписывает помнить исключительно обиды, понесенные от других? С таким типом памяти, который стремится превратить нас в жертв?

"Нам важно обнажать не только социально-политические механизмы, но и театральные, особенно, когда прошлое и память оказываются в театре через фикцию, которая всегда стремится быть воспринята за реальность. Может быть театральная сцена - пространство вымышленных событий и персонажей, иллюзий, в которые мы хотим поверить - тем местом, где можно исследовать механизмы памяти и наши сложные отношения с прошлым?" - вот строки из описания проекта.

Спектакль создан в рамках проекта "Карты страха / Карты идентичности".

Пьеса адаптирована для одесского зрителя: воспоминания о 2 мая, "зеленые" человечки с автоматами и рассказы о Доме профсоюзов. 

Будто рекламные перебивки: песни, танцы и сумасшедшие крики. 

В спектакле "Мой дед копал. Мой отец копал. А я не буду" режиссерами выступили Агнешка Блонская из Варшавы и Роза Саркисян из Харькова.

Проект надо смотреть и делать свои выводы, ибо вся форма "Мой дед копал. Мой отец копал. А я не буду" - провокация и требует диалога. 

Готовы ли мы анализировать свое прошлое, идти на компромиссы с ним, смотреть в завтрашний день несмотря на трагедии личные, на катаклизмы извне. Вот в чем вопрос.