Андрухович показал одесситам жизнь средневекового Львова в постановке "Альберт или Высшая форма казни" (ФОТО)

Известный украинский писатель-постмодернист Юрий Андрухович в одесском Зеленом театре при постановке "Альберт или Высшая форма казни" показал, как жил средневековый Львов.


Вечером 2 июля в Зеленом театре выступил со своей творческой командой известный писатель-постмодернист Юрий Андрухович. Художественное чтение рассказа с видеорядом и небольшим музыкальным сопровождением "Альберт или Высшая форма казни" показывает гротескную картину жизни средневекового Львова - с казнями, мошенничеством лже-священника и кидаловом со стороны самого Сатаны.

В центре сюжета - история жизни и смерти в 1641 году Альберта Вироземского, циркового актера, затем послушника в Бернардинском монастыре, а затем - промышляющего мошенничеством лже-священника. 

Разочаровавшись в жизни циркача, Альберт уходит в монастырь Бернардинов. Все бы ничего, но у монахов начинают пропадать вещи... Мог разразиться скандал. Но не разразился, а тем временем молодой послушник Вироземский протирает статуэтки в келье настоятеля - и при этом проверяет: а что же в сейфе? Обнаружив среди вороха бумаг сделанную из американской картофелины печать - он делает себе фальшивую грамоту, в которой утверждается, что Альберт Вироземский как священник имеет право крестить, исповедовать, заключать брак, продавать индульгенции и прочие церковные таинства - не бесплатно, естественно.

Вскоре все окрестности старого Львова становятся местами, где лже-священник Вироземский собирает щедрую дать с верующей паствы, а также развлекается с дюжиной (меньше - мало, больше - чрезмерый разврат) любовниц в возрасте от "менее одиннадцати" до восьмидесяти шести лет (тут для него главное - разнообразие).

Одна из любовниц подпаивает Альберта, и вывешивает на башенке своего маленького замка флаг в виде подштанников Вироземского - это сигнал для штурма бригадой спецназовцев доминиканского ордена. 

Далее - суд обвиняет Вироземского в "самом позорном преступлении за всю историю города", Исход его не вызывает сомнений - смертная казнь. Поэтому судебные дебаты идут по одному вопросу - а какая это будет казнь - в итоге его порешили сжечь на костре.

В рассказе Андруховича, львовяне проявили себя мастерами в деле умерщвления преступников - в дело идут и огонь, и вода, и расплавленное олово. Летом осужденных топили в "мертвом" рукаве речки Полтвы, сжигали или заливали в горлянку растопленное олово. Таким образом, "літо могло вважатися спалювальним сезоном".

В ожидании казни Вироземский заключает сделку с дьяволом - предлагает ему свою душу в обмен на сто лет жизни и всяческие блага. Его представитель торгуется, в итоге стороны сходятся на 20 годах жизни в обмен на душу и заключают по всем правилам договор. Однако, в момент казни дьявол попросту "кинул" Альберта, не пришел, и тот умер в страшных мучениях на костре - сжигали его четыре с половиной часа. Надо сказать, что Вироземскому еще повезло, что его сжигали не в Московии - там это дело занимало минимум восемь часов в виде медленного поджаривания заживо.

Полное аллегорий к современности, представление Юрия Андруховича по стилю изложения весьма напоминает Милорада Павича. В этом ему помогают певица Ульяна Горбачевская, музыкант Марк Токар, график Анатолий Белов и vj CUBE (Виктор Новожилов). Впервые представление показали в 2013-м на АртПоле, а затем на ГОГОЛЬFEST и MERIDIAN CZERNOWITZ.  После этого последовал концертный тур в Ивано-Франковск, Тернополь, Киев, Запорожье и Одессу в разгар событий Майдана 2014-го, после чего "Альберту" добавили современных ноток. 

Материалы по теме